18.11.2009 00:30
    Поделиться

    Евгений Дитрих: О перспективах государственного-частного партнерства в дорожной отрасли

    Традиционно в России дороги строит и обслуживает государство. Огромная дорожная сеть - более миллиона километров федеральных, региональных и муниципальных дорог - развивается за счет средств бюджетов всех уровней. Сегодня в помощь бюджетным вложениям в дорожную отрасль государство привлекает и частного инвестора. О перспективах государственного-частного партнерства в дорожной отрасли "Российской газете" рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Евгений Дитрих.

    Каковы возможны направления взаимодействия государства и бизнеса в вопросах развития автодорожной инфраструктуры?

    На сегодняшний день на практике применяются две схемы государственно-частного партнерства: строительство государством вместе с инвестором новых автодорог и реализация масштабных инвестиционных проектов, в которых представлена автодорожная составляющая.

    Первая схема, которая сегодня активно претворяется в жизнь, - это концессионные проекты строительства платных автодорог. В таких проектах государство предоставляет участок земли и частичное софинансирование, а частный инвестор вкладывает собственные и заемные средства, строит новую высококачественную магистраль и получает право взимать плату за проезд по ней на оговоренный срок. Дорога при этом остается в собственности государства. Такова краткая суть многотомных концессионных контрактов: два таких контракта с западными инвесторами были подписаны в июле этого года.

    Комплексные проекты, о которых последнее время много говорят, предполагают создание государством необходимой инфраструктуры в форме автомобильных и железных дорог, подключения к энергомощностям и строительство так называемой инвестиционной площадки, на которой бизнес затем строит предприятия, работающие на благо страны и региона.

    Еще одно направление возможного сотрудничества государства и бизнеса относится к сфере развития объектов дорожного сервиса на федеральных автодорогах. Новый механизм заключается в том, что дорожники самостоятельно готовят площадки под конкретные объекты сервиса. Бизнесмен избавляется от необходимости собирать тысячи справок и согласований, получая все необходимые документы в одном пакете, пользователи автодорог получают качественный объект сервиса, с безопасным съездом, там, где ему удобно- на том участке магистрали, где прежде не хватало кафе, заправки или мотеля.

    Вы упомянули два подписанных концессионных соглашения, расскажите, где же появятся первые платные дороги, построенные частными инвесторами, и каков будет объем финансовых вложений в строительство?

    Два важнейших проекта в автодорожной сфере по строительству автодорог, которыми мы сейчас занимаемся, - это новый выход из Москвы на дорогу М-1 Москва-Минск в обход Одинцово и головной участок дороги Москва - Санкт-Петербург от МКАДа до 58-го километра.

    Стоимость проектов в общей сложности - 23 и 66 млрд рублей на весь период их реализации. По дороге Москва - Санкт-Петербург привлекаются 37 млрд рублей частных инвестиций и 29 млрд рублей из госбюджета, а по обходу Одинцово 10 и 13 млрд рублей соответственно.

    Суммы довольно внушительные... А какова будет плата за проезд?

    Прежде всего нужно учитывать, что обе эти дороги будут строиться по нормам первой технической категории, с расчетной скоростью движения на них 120-150 км в час, и будут иметь до 5 полос в каждом направлении. На новой трассе Москва - Санкт-Петербург - 10 полос на первых 15 км, дальше 8-10 полос. На обходе Одинцово будет 4-6 полос. Это будут суперсовременные бессветофорные автобаны - безопасные, с идеальным дорожным покрытием, элементами технического обустройства, с развитой придорожной инфраструктурой. Второй важнейший фактор - окупаемость проекта для инвесторов. Не будет окупаемости - проект не состоится.

    Что касается платы за проезд, то по головному участку дороги Москва-Санкт-Петербург она установлена в размере 3 руб. 60 коп. за километр, по новому выходу на Минку с МКАД 4 руб. 98 коп. Размер оплаты за проезд был одним из предметов конкурса. Потенциальные концессионеры предлагали свои условия по срокам и стоимости строительства и размеру будущей платы за проезд.

    Разрабатывая первые концессионные проекты, мы ориентировались на зарубежный опыт. В соответствии с принятыми в международной практике методиками расчета оплата проезда не должна превышать размер экономии водителя, которая складывается из сокращения времени доставки и снижения расходов топлива.

    Кстати, на этапе подготовки бизнес-планов проектов размер платы обсуждалась в том числе с водителями, которые, как свидетельствуют результаты опроса, признали ее приемлемой. Индексироваться цифры, которые сложились в ходе конкурса, могут исключительно по согласованию с государством.

    Когда же водители смогут проехать по новым платным магистралям?

    Начало строительства автомобильных дорог намечено на июль 2010 года. Плановый срок завершения работ - 2012 год по первым пусковым комплексам и головного участка дороги Москва - Санкт-Петербург и по обходу Одинцова. Кроме того, в 2011 году Росавтодор планирует начать пилотную эксплуатацию в платном режиме автодороги М-4 "Дон" на участке от 48 до 71 км.

    Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом проекте. Возможно ли брать плату за проезд по уже существующей дороге?

    В соответствии с законом об автомобильных дорогах возможна эксплуатация на платной основе как вновь построенных, так и модернизированных автодорог, потребительские качества которых существенно улучшены.

    Дорога "Дон" - единственная магистраль, соединяющей центр России с курортами Краснодарского края, сегодня - одна из наиболее загруженных федеральных дорог. Ее комплексная модернизация - одна из приоритетных задач Федерального дорожного агентства.

    Реконструкция участка дороги М-4 "Дон" в Московской области с введением платного проезда предусмотрена федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". На участке 48-71 км, расширенном за счет зарезервированной внутренней разделительной полосы, будет организовано шестиполосное движение.

    Это будет современная безопасная магистраль с разрешенной скоростью движения 110 км/ч. Устанавливаемое разделительное ограждением нового типа выдержит нагрузку в 400 килоджоулей, это означает, что даже груженная фура не вылетит на полосу встречного движения. Цементобетонное дорожное покрытие прослужит не менее 25 лет без капитального ремонта.

    Качественная, удобная, безопасная дорога придаст импульс экономическому развитию региона, позволит снизить транспортные издержки для перевозчиков и повысить комфорт для автомобилистов. Важно и то, что с вводом дороги в эксплуатацию снизится нагрузка на федеральный бюджет, что, свою очередь, позволит инвестировать больше средств в строительство новых магистралей.

    А что же будет с жителями Подмосковья, работающими в Москве? Им придется платить за проезд каждый день, чтобы добираться к себе домой?

    В любом случае в соответствии с российским законодательством о дорогах при организации платного проезда предусмотрено обязательное наличие бесплатной альтернативы. Дублерами участка станут Старокаширское и автомобильная дорога подъезд к аэропорту "Домодедово".

    Кроме того, на платном участке предусмотрена дифференцированная система оплаты, предусматривающая значительные скидки для тех, кто пользуется дорогой на регулярной основе. Так что интересы жителей Подмосковья будут учтены.

    Более того, после реконструкции дороги существенно повысится и качество жизни жителей прилегающих к дороге садовых товариществ. К примеру, в районе садового товарищества "Матвеевка" на 52 км предусмотрено расширение для установки пунктов взимания платы. Размещение пунктов оплаты снизит аварийность данного участка. Садоводство расположено ниже уровня дороги - были случаи, когда в результате аварий в этом месте машины падали чуть ли не на крыши домов. Теперь в этом месте машины будут организованно, снижая скорость, проезжать на терминалы оплаты.

    Давайте рассматривать платную дорогу как альтернативу существующей. Если мы имеем возможность и желание потратить некоторое время и душевные силы, чтобы проехать по существующей дороге, к которой иногда вполне обоснованно имеются претензии, едем по существующей. Если мы имеем возможность и желание заплатить и проехать по дороге более высокого качества, с более ровным покрытием и более развитым сервисом, движемся по этой дороге. С этой точки зрения платные дороги - это наши новые возможности.

    Кстати, изучение отечественного опыта использования платных дорог показывает, что россияне умеют рассчитывать свою выгоду: на платном участке федеральной дороге М-4 "Дон" в Липецкой области 80% пользователей выбирают проезд за деньги.

    Поделиться