13.11.2009 00:30
    Поделиться

    Казанский университет сохранит свое имя

    Указ президента о создании на базе КГУ Приволжского федерального университета открывает новые перспективы для одного из старейших классических вузов страны. Сохранит ли свой бренд Казанский университет? Что принесет структурная перестройка? Насколько увеличится конкурс? Об этом корреспондент "РГ" беседует с его ректором Мякзюмом Салаховым.

    Российская газета: Мякзюм Халимуллович, что новый статус даст студентам и преподавателям?

    Мякзюм Салахов: Это вполне сопоставимо с самим фактом открытия Казанского Императорского университета в 1804 году. Спустя 205 лет перед Казанским университетом вновь на общегосударственном уровне поставлена принципиальная задача - стать одним из лидеров отечественной системы образования. И при этом выступить в роли организатора и координатора подготовки кадров нового типа в одном из крупных регионов России - Поволжском.

    Университету оказано доверие позиционировать себя на вершине пирамиды, форму которой принимает ныне система высшей школы России. Естественно, венчают эту конструкцию два лидера отечественной системы образования - Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты. Тем самым наш коллектив принимает обязательство еще более эффективно действовать в качестве "эталонного" вуза, осуществлять инновационную стратегию развития научно-образовательного комплекса в масштабах округа и страны.

    РГ: Ранжирование вузов - это дело не только нужное, но и неизбежное?

    Салахов: Именно. Сегодня вузов в России больше в три раза, чем было в Советском Союзе. Разве это нормально? Все понимают, что систему образования надо приводить в соответствие с новыми реалиями. Сделан упор на поднятие качества образования за счет усиления лучших учебных заведений. Это дополнительные ассигнования, особое внимание уделено материально-технической базе, оборудованию и программам стажировок. Это даст возможность серьезно заниматься наукой, в том числе и молодежи.

    РГ: Так какие же вузы войдут в Приволжский федеральный университет?

    Салахов: К Казанскому университету должны присоединиться два вуза - Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет и Казанский государственный финансово-экономический институт.

    РГ: Но это не механическое слияние?

    Салахов: Ни в коем случае. Присоединение этих вузов оправданно, потому что проблема подготовки учительских кадров стоит очень остро. Конечно, мы выпускаем огромное количество специалистов, но хороших учителей, так же как и хороших экономистов, юристов, требуется еще больше. Поэтому мы планируем стать классическим университетом с высоким уровнем научных исследований и кадровым потенциалом, который будет готовить высококвалифицированных учителей. Это очень своевременно, учитывая, что сейчас в Татарстане создается программа развития образования "Килэчэк" ("Будущее") на 2010-2015 годы.

    РГ: Планируется открытие новых направлений?

    Салахов: Да. Одно из них - фундаментальная медицина. Здесь большой задел. Многие наши физики, математики, химики, биологи давно работают совместно с медицинским университетом. И у нас есть хорошие результаты работы с Казанским научным центром РАН, его Институтом биологии. Это сотрудничество мы будем использовать в дальнейшем, в том числе объединять кадровый потенциал. А что касается традиционных направлений: физики, химии, то тут мы занимаем ведущее положение не только в стране, но и в мире. Поэтому будем продолжать двигаться в выбранном направлении.

    РГ: Знаю, что когда разрабатывали концепцию будущего университета, то писали, что будете уделять пристальное внимание проблемам Востока.

    Салахов: Дело в том, что один из признаков Федерального университета - активное участие в реализации геополитических интересов страны. А традиционной геополитической задачей Казанского университета всегда было изучение и освоение русского Востока, а также Востока зарубежного - Центральной Азии, ЮВА, Арабского Востока. Участие университета в реализации новых возможностей межрегионального сотрудничества в интересах долгосрочного и стабильного развития отношений России со странами восточной ойкумены - прямое продолжение. А это содействие в поддержании мира и добрососедства, утверждение отношений толерантности между культурами и религиями в полиэтническом регионе Поволжья.

    Хотим поднять на более высокий уровень и регионоведение.

    РГ: Данным направлением будет заниматься отдельный институт?

    Салахов: Да. В круг его интересов войдет изучение истории, культуры и языка не только татарского народа, но и других этнических групп - чувашей, мордвы, марийцев и других.

    Пожалуй, скажу еще об одном будущем направлении Федерального университета - это урбанистика. В Приволжском округе сосредоточены города-миллионники, а проблемам совокупного развития мегаполисов до сих пор не уделялось должного внимания. Думаю, что такие специалисты в скором времени будут весьма востребованы.

    РГ: Любая реорганизация ведет к тому, что меняется кадровая политика. Многие из преподавателей озабочены: не последуют ли сокращения?

    Салахов: Действительно, этот вопрос затрагивает кровные интересы сотен, тысяч людей. Полагаю, в ближайшие годы никаких сокращений не будет. Но со временем должна более эффективно заработать конкурсная система.

    РГ: Что вы имеете в виду?

    Салахов: В Казанском университете существуют определенные требования к преподавательскому составу, и ниже они опускаться не будут, это касается и научной работы, и соответствия квалификации. А иначе какой во всем этом смысл? Но при этом мы помним, что за каждой должностью стоят люди. Об этом думает и руководство страны.

    Весьма показательно, что Федеральный университет в Казани сохранит положение КГУ как особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями в материальном отношении. Работники КГУ получают 50-процентную надбавку к ставке. Так вот указ распространил статус особо ценного объекта на весь вновь образуемый университет, и потому большинство преподавателей только выиграют.

    РГ: Мякзюм Халимуллович, очень многих, в том числе и меня как выпускницу КГУ, действительно волнует вопрос о сохранении бренда Казанского университета.

    Салахов: Наш Федеральный университет устремлен в будущее. Мы опирались и будем опираться на свои лучшие традиции, те неоспоримые ценности, которые следует беречь. Их обобщенным символом является само название Казанского университета, известного во всем мире. Я ничуть не сомневаюсь, что оно будет присутствовать в официальном названии университета федерального уровня в Казани.

    РГ: Вы предполагаете, что со сменой статуса возрастет число абитуриентов, в том числе иностранцев и выпускников со всего Поволжья?

    Салахов: Да, думаю, и конкурс будет выше. Более того, тот фактор, что нам перейдут объекты Универсиады, деревня и общежитие почти на 13 тысяч мест, сильно повысит привлекательность университета. Многие не рискуют ехать к нам учиться именно из-за проблем с жильем. Сегодня мы реально можем обеспечить местами в общежитиях лишь 60-70 процентов нуждающихся. Хотя, нужно заметить, в этом году в Казанский университет из регионов РФ приехало в два раза больше абитуриентов. Видимо, ЕГЭ поспособствовал. А при федеральном статусе приток из других регионов и из-за границы точно возрастет.

    РГ: А что получит и построит вновь создаваемый университет?

    Салахов: Деньги, и для высшей школы весьма значительные, на программы развития федерального университета предусмотрены правительством. Конечно, должна быть и региональная составляющая. Не исключен и такой вариант, что республика поможет университету не деньгами, или не только деньгами, а имуществом, подключением к программам социально-экономического развития, созданием условий для самого тесного и активного взаимодействия Федерального университета с Казанским техническим университетом имени А.Н. Туполева, в отношении которого установлена категория "Национальный исследовательский университет".

    Я очень надеюсь, что мы завершим строительство здания на 10 тысяч квадратных метров за химкорпусом, возведем институт востоковедения, реализуем проект строительства двух 3-этажных зданий на примыкающей к университетской зоне улице. Займемся ботаническим садом: там мы хотим поставить 3-4-этажный корпус, который станет базой для прохождения практики и научных исследований. Вообще на территории университета, а это все федеральная земля, можно построить еще 30 тысяч квадратных метров, не считая присоединенных вузов.

    Тем временем

    На собрании научно-педагогической общественности и представителей студенческого коллектива в КГУ министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил: "Не может быть миллионов олимпийских чемпионов, не может быть миллионов рекордсменов мира. И точно также не может быть много университетов такого уровня, просто на них не хватит ни преподавателей, ни студентов. В этом плане огромную роль играет история, огромную роль играет бренд. Конечно, Казанский университет - это то имя, которое заставляет лучше учиться и лучше учить. Ни у кого не было сомнений, ни у президента, ни у нас, в том, что это название не может быть не сохранено".

    Поделиться