12.11.2009 20:26
    Поделиться

    Первый из группы офицеров сочинского погрангарнизона, обвиненных в дезертирстве, получил условный срок

    Капитан третьего ранга Евгений Цапко, бывший командир катера, приговорен к полугоду условно, без отбывания наказания. Военная прокуратура настаивала на куда большем сроке, но суд учел смягчающие обстоятельства и заслуги обвиняемого.

    Это дело получило громкий резонанс еще в прошлом году, когда полтора десятка офицеров, в основном из расквартированных в Сочи пограничных частей, обратились к властям за защитой. По их словам командиры частей начали инициировать открытие против них уголовных дел, обвиняя подчиненных в уклонении от службы. Между тем, практически у всех из них давно закончились контракты, и они не уволились только потому, что ждали положенных им квартир.

    Серьезных должностных обязанностей в частях у фактически отслуживших офицеров уже не было: кто-то должен был следить за наличием бумаги и краски в принтере, кто-то - разносить документы по кабинетам и т.д.

    В общем, как признаются сами служивые, нужно было просто отмечаться на работе и "просиживать штаны". Бесконечные напоминания и обращения по поводу обещанных квадратных метров в конце концов обернулись неожиданно: на 15 человек были собраны материалы, доказывающие, что в частях их не видели по полтора-два года. На основе этих рапортов и проверок в частях военная прокуратура возбудила уголовные дела. Однако, после того, как офицеры обратились в СМИ, две трети уголовных дел было закрыто (пощадили военнослужащих от 45 лет и старше, а также больных),  и следствие велось в отношении оставшихся относительно здоровых и молодых пяти человек.

    На сегодняшний день, после осуждения Цапко, два дела рассматриваются в суде, еще по двум проводятся следственные действия. Опять же, по словам самих "дезертиров" количество офицеров и прапорщиков, находящихся в сходной ситуации, когда положенные годы выслужены, а причитающегося жилья нет, в гарнизоне составляет 50-60 человек. Все они, без преувеличения, затаив дыхание, ждут, чем закончится вся эта история.

    - У некоторых уже сдали нервы, и они начали увольняться без квартир, с обещанием, что они когда-нибудь их получат, один из прапорщиков покончил жизнь самоубийством, - рассказал корреспонденту "РГ" один из авторов обращения к властям, бывший старший следователь военной прокуратуры ФПС РФ Александр Попков, также обвиненный в самовольном оставлении службы.

    По словам Попкова и предоставленным корреспонденту "РГ" документам многие из офицеров и прапорщиков, которые отказывались увольняться без квартир и оставались на службе с урезанной зарплатой, имеют боевые награды, участвовали в боевых действиях в Афганистане, Таджикистане и Чечне. И даже во время "самовольного отсутствия" некоторые из них продолжали получать награды и поощрения.

    Тем временем военная прокуратура настаивает на виновности офицеров, оставшихся в поредевшем списке "дезертиров", поскольку на этот счет написаны соответствующие рапорты командиров.

    Первый осужденный из этого списка решением суда недоволен и намерен его обжаловать.

    - Меня по сути дела объявили преступником не за что, - сообщил Евгений Цапко корреспонденту "РГ". - Свое я отслужил, а служить формально, когда тебе не дают распоряжений, и нет рабочего места, получать усеченное жалованье и тем самым обрекать свою семью на полуголодное существование я больше не мог, да и здоровье уже не то. Не исключаю, что придется обратиться в Международный суд по правам человека.

    И все же Цапко считают везунчиком: после того, как он летом объявил голодовку, вопрос с квартирой был решен моментально, хотя жилье дали и не слишком завидное. Однако от уголовного наказания эта публичная акция офицера не спасла.

    Поделиться