27.10.2009 00:50
    Поделиться

    Рашид Нургалиев: В МВД России создали новую структуру внутренних войск

    В МВД России создали новую структуру внутренних войск

    Внутренние войска МВД России выступают гарантом безопасности и целостности государств. Они выполняют важнейшие задачи по обеспечению общественной безопасности в населенных пунктах страны, обеспечивают охрану и оборону объектов государственной важности, в том числе ядерного комплекса. Эти части и подразделения постоянно готовы пресечь вооруженный конфликт в любом регионе России.

    Бои не местного значения

    С изменением политического и правового статуса государства, социально-экономических условий менялись место и роль внутренних войск в системе обеспечения национальной безопасности страны. Общее направление этих изменений заключалось в сокращении сфер применения внутренних войск, которое напрямую связывалось с укреплением государственности.

    Если в советский период основной задачей внутренних войск была охрана существующего строя, то сегодня войска нацелены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства, защиту прав и свобод гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

    Начало 1990-х годов ознаменовалось бурными политическими событиями в стране, связанными с распадом Советского Союза в декабре 1991 года. Внутренние войска и тогда продолжали выполнять служебно-боевые задачи: участвовали в охране общественного порядка, обеспечивали общественную безопасность и режим чрезвычайного положения в "горячих точках"; охраняли важные государственные объекты и специальные грузы; исправительно-трудовые учреждения; осуществляли конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу.

    В середине 1990-х годов назрела реформа внутренних войск: была снята задача по охране и конвоированию осужденных, существенно расширились права войсковых нарядов по охране общественного порядка. С учетом возрастания угроз диверсий, особенно техногенного терроризма, принимались дополнительные меры по обеспечению безопасности объектов ядерно-энергетического комплекса.

    Изменялась организационно-штатная структура, осуществлялся постепенный переход на комплектование подразделений и частей военнослужащими по контракту. Также начался переход от дивизионно-полковой к бригадно-батальонной структуре. Совершенствовалось материальное обеспечение подразделений. Соединения и части оперативного назначения приобрели способность в кратчайшие сроки выдвинуться в указанные районы и действовать самостоятельно.

    Нестабильная ситуация начала 2000-х годов в стране потребовала от внутренних войск предельной концентрации сил. Так, только в 2003 году подразделения по охране важных государственных объектов предотвратили более 600 попыток проникновения на предприятия оборонной промышленности, атомные электростанции.

    Следующий этап реформирования внутренних войск охватывал период с 2001 по 2005 год. Определяющими мероприятиями в нем были: оптимизация структуры, состава и численности внутренних войск; подготовка к преобразованию округов внутренних войск МВД России в региональные командования; создание высокоэффективных сил специального назначения. В этот период задача охраны объектов и сооружений на коммуникациях от войск была передана соответствующим ведомствам, в том числе министерству путей сообщения.

    В служебно-боевой деятельности внутренних войск приоритетной стала правоохранительная функция.

    Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" в мае 2001 года были конкретизированы задачи внутренних войск МВД России, основными из которых являлись: разоружение незаконных вооруженных формирований; поддержание должного правового порядка на границах территории действия режима чрезвычайного положения; недопущение провоза через границы оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, боевой техники и другие.

    В 2005 году рост расходов на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение составил 35 процентов, было закуплено 30 современных бронетранспортеров, свыше 800 автомобилей, 2370 радиостанций, а также осуществлено строительство 70 войсковых объектов.

    Огонь по террору

    Сегодня военнослужащие внутренних войск обеспечивают общественный порядок и безопасность на территории всей Российской Федерации. Активное несение боевой службы способствовало снижению преступности в стране. Десятки тысяч нарушителей правопорядка, преступников задержаны войсковыми нарядами.

    Мероприятия, направленные на дальнейшее развитие внутренних войск, основываются на анализе существующих и прогнозируемых угроз безопасности России.

    Противоправная деятельность на территории России и ее союзников сепаратистских, националистических и религиозных экстремистских группировок, других структур, поддерживаемых из-за рубежа, прямо направлена на подрыв конституционного строя, разрушение территориальной целостности и дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране.

    Эти обстоятельства диктуют необходимость иметь в составе военной организации России боеготовые, мобильные, оснащенные современным вооружением, военной и специальной техникой внутренние войска МВД, способные в пределах своей компетенции гарантированно обеспечить внутреннюю безопасность государства, во взаимодействии со всеми силовыми компонентами государства. В этом плане накоплен положительный опыт проведения совместных комплексных оперативных мероприятий. И самое активное участие в них принимают группы оперативного управления - ГрОУ.

    Основными задачами внутренних войск остаются:

    - участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

    - участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

    - охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

    - участие в территориальной обороне Российской Федерации;

    - оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране Государственной границы.

    Выполнение этих задач осуществляется органами управления, соединениями и воинскими частями оперативного назначения, специальными моторизованными соединениями и воинскими частями, соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов, авиационными и морскими воинскими частями, военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, воинскими частями (подразделениями) специального назначения и разведывательными воинскими частями (подразделениями), учреждениями и воинскими частями обеспечения.

    О результативности деятельности внутренних войск свидетельствуют красноречивые цифры и факты. Так, активное несение боевой службы по охране общественного порядка военнослужащими совместно с сотрудниками правоохранительных органов позволило в 2008 году снизить уличную преступность в двадцати российских городах. В этот же период экономический эффект в результате предотвращенных хищений на охраняемых объектах составил свыше 179 миллионов рублей.

    В результате боевой работы на территории Северо-Кавказского региона в прошлом году при участии внутренних войск уничтожено 95 бандитов, обнаружено 140 схронов, изъято 420 кг взрывчатых веществ, 550 единиц стрелкового оружия и два переносных ракетно-зенитных комплекса. За девять месяцев 2009 года с участием войсковых сил спецназа уничтожено 145 боевиков.

    Для обеспечения правоохранительной направленности служебно-боевой деятельности взят курс на перевооружение. Активно проводятся мероприятия по оснащению войск военной, специальной техникой и современными видами вооружения, в том числе нелетального действия.

    В подразделения поступают многоцелевые бронированные автомобили "Тигр" и "Газель". Они полностью соответствуют задачам, которые выполняют войска. По заказу МВД России уже разработаны системы специального вооружения, которые проходят испытания в войсках. Осуществляется перевод системы связи внутренних войск на высокоскоростные каналы связи и цифровые технологии, создается информационно-телекоммуникационная система управления.

    Новейшие центры управления войсками действуют в Главном командовании внутренних войск МВД России, Центральном, Северо-Кавказском, Северо-Западном региональных командованиях, Отдельной дивизии оперативного назначения, 46-й отдельной бригаде оперативного назначения, ОГВ(с) на территории Северо-Кавказского региона. Современные технические средства позволяют в режиме реального времени отслеживать и анализировать оперативную обстановку во многих населенных пунктах России и координировать деятельность по пресечению любых противоправных действий.

    Свою эффективность показали и подвижные командные пункты. С их помощью велось управление силами правопорядка в период подготовки и проведения празднования 300-летия Санкт-Петербурга, 1000-летия Казани, международных саммитов, конгрессов, форумов и других общественно значимых мероприятий.

    Сегодня внутренние войска оснащены специальным вооружением и военной техникой на 90 процентов, большая часть которых представлена самыми современными образцами. И эти цифры ежегодно увеличиваются благодаря значительной поддержке со стороны правительства России. Так, если в 2006 году войскам было выделено 41,9 миллиарда рублей, то в 2009 году эта цифра превысила 73 миллиарда рублей, в том числе более 31 миллиона рублей выделено для финансирования мероприятий боевой подготовки.

    Параметры по вооружению и военной технике обеспечивают эффективное решение войсками оперативно-боевых задач.

    Постоянно совершенствуется боевая выучка внутренних войск, что способствует снижению безвозвратных потерь. Так, при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе только за период с 2006 по 2009 год они уменьшились почти на 40 процентов.

    Опыт показал, что при пресечении крупномасштабного диверсионно-террористического акта целесообразно привлечение воинских подразделений, по своей численности, подготовке и оснащению способных выполнять задачи по освобождению заложников с элементами общевойскового боя. В связи с этим в системе МВД России неуклонно возрастает роль частей специального назначения и разведки внутренних войск как наиболее подготовленных формирований для решения задач по борьбе с террористическими проявлениями.

    В отличие от спецназа и других силовых структур части и подразделения специального назначения внутренних войск в силу универсального характера своей подготовки, организационно-штатной структуры и оснащения способны и к ведению общевойскового боя, и к проведению разведывательно-поисковых мероприятий вне населенных пунктов (в том числе в условиях горно-лесистой и высокогорной местности), и к штурмовым действиям в городе - как с освобождением заложников, так и при проведении специальных адресных мероприятий по лидерам террористических организаций.

    Сегодня во внутренних войсках создана система обучения в базовых центрах подготовки. Основными формами подготовки воинских частей специального назначения, разведывательных воинских частей являются тактико-специальные учения (соревнования), квалификационные испытания на право ношения крапового и зеленого берета.

    Очередной экзамен "на берет" состоялся в октябре 2009 года в учебном центре отряда специального назначения "Меркурий" в Смоленской области. В нем приняли участие 189 бойцов спецназа и разведки из всех региональных командований внутренних войск.

    Участие в квалификационных испытаниях - дело добровольное, поскольку справиться с ними в состоянии далеко не каждый, даже хорошо подготовленный военнослужащий. Испытания включают в себя 12-километровый марш-бросок, после которого участникам необходимо преодолеть сложнейшую полосу препятствий, продемонстрировать навыки скоростной стрельбы и элементы штурма многоэтажного здания. Далее следует экзамен по акробатике, выполнение комплекса специальных упражнений с оружием и без него, и, наконец, самое трудное - 12 минут рукопашного боя. О сложности квалификационных испытаний лучше всего свидетельствует тот факт, что преодолеть их в этот раз сумели лишь 36 бойцов.

    В настоящее время в структуре сил специального назначения более 500 военнослужащих имеют право на ношение крапового берета. Являясь примером высокой личной подготовки, "краповые береты" выполняют наиболее сложные боевые задачи по противодействию террористическим проявлениям. Спецназовский дух, дух обладателя крапового берета рождается через боль, через преодоление себя. Право его ношения - это в первую очередь высочайший моральный стимул, дающий право выполнять наиболее опасные и ответственные задачи, связанные прежде всего со спасением людей.

    Части специального назначения и разведывательные подразделения являются элитой внутренних войск. Ежегодно при их непосредственном участии проводится целый ряд спецопераций по ликвидации незаконных вооруженных формирований и нейтрализации их активных участников.

    Силы специального назначения внутренних войск активно готовятся к выполнению служебно-боевых задач в условиях горно-лесистой и высокогорной местности. В этих целях в Краснодарском крае создан центр горной подготовки "Хацавита". В 2005-2009 годах здесь прошли обучение свыше трех тысяч военнослужащих.

    Серьезные изменения претерпела и тактика подразделений войскового спецназа. Если изначально предполагалось, что спецназ предназначен для стремительных, занимающих непродолжительное время действий по заранее разведанному противнику внутри блокированного района, то сегодня спецназовцы должны уметь не просто быстро штурмовать объект, но и находить его, скрытно перемещаясь на значительные расстояния в горах, лесу, иной труднопроходимой местности, уметь наводить на НВФ удары авиации и огонь артиллерии.

    Широкое распространение получили тактико-специальные учения, которые носят комплексный характер и регулярно проводятся во взаимодействии с подразделениями МВД, ФСБ, МЧС России. При этом основной упор делается на организацию взаимодействия при подготовке и в ходе выполнения задач по борьбе с терроризмом.

    Такие учения были проведены в различных регионах страны, в том числе в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Подобные учения проводятся под руководством министра внутренних дел или главнокомандующего внутренними войсками.

    Наиболее значимыми из них следует назвать антитеррористические командно-штабные учения на территории Южного федерального округа по организации управления силами при осложнении оперативной обстановки, проведенные в 2006 году, совместные учения с Московским и Северо-Западным оперативно-территориальными объединениями внутренних войск, а также масштабные учения по работе органов управления внутренних войск при обострении оперативной обстановки, проведенные в мае этого года.

    Дальнейшим этапом развития сил специального назначения является создание принципиально новых подразделений, воинских частей - центров специального назначения, что позволит вывести силы специального назначения на качественно новый профессиональный уровень и расширить диапазон их боевых возможностей. Вновь сформированные части способны выполнять задачи в различных условиях: на суше (в населенном пункте, горно-лесистой местности, в условиях высокогорья), на водных акваториях, действовать с воздуха.

    Министерство постоянно совершенствует формы и методы участия в мероприятиях противодействия терроризму.

    В сентябре 2009 года в Дальневосточном федеральном округе завершилось трехдневное совместное антитеррористическое тактико-специальное учение "Применение воинских частей (подразделений) специального назначения, разведывательных, морских, авиационных воинских частей внутренних войск МВД России". Отработаны вопросы передислокации воинских частей в назначенные районы, выполнения задач по предотвращению попыток совершения террористических актов в городе, на железнодорожном и водном транспорте, действия подразделений специального назначения внутренних войск при проведении разведывательно-поисковых мероприятий совместно с взаимодействующими органами.

    Для локализации террористической угрозы внутренние войска на 60 процентов состоят из соединений и воинских частей оперативного и специального назначения с соответствующим вооружением, боевой техникой и оснащением.

    С 2002 года сформированы девять отрядов и один центр специального назначения, которые прошли войсковую стажировку и успешно выполняют служебно-боевые задачи в Северо-Кавказском регионе.

    В сентябре 2009 года в Ростовской области на территории учебного центра "Кадамовский" новочеркасского соединения внутренних войск были проведены тактико-специальные занятия и полковые тактические учения, направленные на совершенствование форм и методов применения силовых структур по противодействию активизации террористических проявлений в Южном федеральном округе России. Занятия, помимо всестороннего рассмотрения правовых аспектов борьбы с терроризмом и подготовки войск (сил) к участию в проведении контртеррористических операций, предусматривают совершенствование практических навыков должностных лиц органов управления по руководству войсками (силами) при подготовке и в ходе выполнения служебно-боевых и оперативно-служебных задач в различных вариантах развития обстановки.

    Требуется сосредоточить усилия и на улучшении всей системы морально-психологического обеспечения внутренних войск, сохранении жизни и здоровья военнослужащих, повышении их социального благополучия.

    Важнейший показатель, характеризующий состояние внутренних войск, - реализация системы социальных гарантий для военнослужащих и членов их семей. Это целый спектр вопросов, и прежде всего обеспечение жильем военнослужащих.

    Основная тяжесть в решении стоящих перед министерством задач ложится на офицерский корпус внутренних войск. Поэтому главные усилия в кадровом обеспечении служебно-боевой деятельности войск необходимо сосредоточить на продолжении активной работы по комплектованию частей и соединений офицерским составом, дальнейшем совершенствовании его качественных характеристик, выработке у каждого командира профессиональных способностей к действиям в любой оперативной обстановке.

    Базовое требование, которое в связи с этим предъявляется к военнослужащим внутренних войск, заключается в строгом соблюдении законности. Деятельность военнослужащего должна быть направлена на неуклонное соблюдение Конституции России, федеральных законов и основанных на них правовых актов.

    Войска имеют право применять физическую силу, специальные средства, табельное оружие и штатную боевую технику в случаях и порядке, предусмотренных законом. Военнослужащие всегда должны поступать только в соответствии с требованиями закона, не выходить за его рамки, быть корректными. Дисциплинированность, четкость, принципиальность, строгое соблюдение законности каждым военнослужащим является важнейшей гарантией выполнения возложенных на войска задач, а также повышения их авторитета в глазах народа. В этой связи министерством была утверждена концепция морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск на период до 2010 года.

    Признанием заслуг внутренних войск является установление указом президента РФ Дня внутренних войск МВД России, который отмечается 27 марта. За выполнение специальных заданий в Северо-Кавказском регионе России в период с 1994 года орденами и медалями награждены 23 255 человек, 85 военнослужащим присвоено звание Героя Российской Федерации, в том числе 56 - посмертно.

    "Бригадный" подряд на тушение конфликтов

    Ближайшие перспективы реформирования внутренних войск отражены в Плане их строительства и развития на 2006-2010 годы. Его цель определяется исходя из угроз безопасности России, установленных количественно-качественных показателей развития военной организации государства и заключается в приведении структуры, состава и численности войск в соответствие с внешними и внутренними социально-экономическими и военно-техническими условиями развития государства, текущими и перспективными задачами по эффективному участию в обеспечении внутренней безопасности страны.

    При этом основной задачей внутренних войск является совершенствование органов военного управления, поддержание боевой и мобилизационной готовности войск, повышение боевой выучки, укрепление воинской дисциплины и сохранение жизни и здоровья военнослужащих.

    Реализацию мероприятий строительства и развития внутренних войск до 2020 года предусматривается осуществлять последовательно в два этапа: первый этап - 2009-2015 годы и второй этап - 2016-2020 годы.

    Основными направлениями строительства и развития внутренних войск являются: поддержание боевого потенциала войск на уровне, обеспечивающем их способность адекватно и эффективно противостоять внутренним угрозам, во взаимодействии с органами и подразделениями МВД, Вооруженными силами выполнять задачи по локализации и пресечению возможных внутренних вооруженных конфликтов; создание в регионах страны группировок внутренних войск, гарантирующих выполнение стоящих перед МВД задач по обеспечению национальной безопасности России; оптимизация структуры, состава и численности внутренних войск с учетом развития военно-политической, социально-экономической обстановки и объема служебно-боевых задач, выполняемых совместно с органами внутренних дел, Вооруженными силами, другими войсками и органами; поддержание оперативных резервов министра внутренних дел и главнокомандующего внутренними войсками МВД России в готовности к перегруппировке в любой регион при осложнении обстановки, развертыванию сил и средств, созданию системы управления в районах применения в короткие сроки; совершенствование служебно-боевой деятельности соединений и воинских частей внутренних войск по охране важных государственных объектов и специальных грузов и их состава; совершенствование системы управления войсками, повышение ее эффективности; последовательный рост технической оснащенности внутренних войск; совершенствование и оптимизация систем технического и тылового обеспечения; развитие системы морально-психологического обеспечения личного состава; совершенствование системы профессионального образования и подготовки личного состава; совершенствование оперативной и боевой подготовки; научное обеспечение строительства, развития, подготовки и применения войск; социальная защита военнослужащих, гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; участие внутренних войск в реализации приоритетных национальных проектов; реализация Концепции правового обеспечения внутренних войск на период до 2015 года; проведение рациональной и сбалансированной финансово-бюджетной политики.

    Решением Совета безопасности, утвержденным 1 мая 2009 года, президентом России установлена штатная численность внутренних войск на 1 января 2016 года - 170 тысяч человек.

    Основные усилия войск по обеспечению внутренней безопасности государства на долгосрочную перспективу будут сосредоточены на:

    - выполнении служебно-боевых задач в Северо-Кавказском регионе;

    - участии в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения в 2012 году саммита в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" во Владивостоке, Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани, XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году в Сочи и других крупных политических и спортивных мероприятиях.

    В результате достижения целей, решения задач и реализации направлений строительства и развития внутренних войск они должны быть способны:

    - созданными в пределах федеральных округов группировками войск во взаимодействии с правоохранительными органами, группировками Вооруженных сил, другими войсками, воинскими формированиями и органами, дислоцирующимися в пределах федеральных округов, выполнять с высоким качеством возложенные на них задачи;

    - обеспечить надежность охраны важных государственных объектов;

    - составом специальных моторизованных воинских частей внутренних войск во взаимодействии с органами внутренних дел обеспечить в городах и населенных пунктах снижение уличной преступности.

    За период своего существования внутренние войска неоднократно подвергались различного рода преобразованиям. При этом войска всегда оставались востребованными, их состав и структура обеспечивали выполнение всех возложенных на них служебно-боевых задач. Оставалась неизменной их основная цель - обеспечение безопасности государства от внутренних угроз.

    Фото - РИА Новости

    Поделиться