23.10.2009 00:00
    Поделиться

    Председатель ЦИК Владимир Чуров об итогах прошедших выборов

    Сегодня глава ЦИК России Владимир Чуров выступит в Госдуме по специальной просьбе оппозиции. Накануне он рассказал "РГ" о том, что он думает по поводу состоявшихся 11 октября региональных выборов.

    Российская газета: Владимир Евгеньевич, опять прозвучало требование о вашей отставке, и не только от КПРФ, которая говорила об этом в прошлом году, но и от ЛДПР - партии, с которой у вас должны были сохраниться хорошие отношения, считаете ли вы их претензии справедливыми?

    Владимир Чуров: Думаю, что руководители этих партий прекрасно понимают, что их заявления - это не более чем шум, потому что для таких заявлений нет правовой основы. Залог независимости ЦИК России заключается в принципе его формирования: после того как президент, Совет Федерации и Государственная Дума выдвинут по пять человек, выбирают себе председателя, заместителей и секретаря, их невозможно отставить до окончания срока полномочий. Только через суд, и суд при этом должен установить, что конкретный член Центральной избирательной комиссии нарушил избирательное законодательство или, скажем, совершил экстремистские поступки. Было, например, заявление лидера одной партии о том, что у меня сто нерассмотренных жалоб, хотя достаточно найти одну - и меня можно засудить. Но их нет, все рассматриваем. Если изменить порядок формирования комиссии, то мы очень быстро пойдем по пути Украины или Молдавии.

    И партии с Центризбиркомом отношений не прерывали: все парламентские и непарламентские партии с нами сотрудничают. На прошлой неделе у меня были встречи с руководителями партий, совершивших демарш. Конечно, неприятно, что отсутствует политическая культура или, может быть, обычное воспитание, но в данном случае законодательство Российской Федерации предписывает мне оставаться вегетарианцем.

    РГ: В Дербенте треть избирательных участков не открылась (12 из 36), треть горожан была лишена возможности проголосовать, почему же выборы признаются состоявшимися и что должно произойти, чтобы выборы были объявлены нелегитимными?

    Чуров: В Дербенте действительно очень непростая внутриполитическая обстановка, вызванная противостоянием двух кандидатов. Оба они - уважаемые люди и оба находились к моменту выдвижения на административных постах, плюс особая экономическая ситуация в Дербенте. Провести выборы там было очень непросто. Но в настоящее время они состоялись, и дальнейшие споры будут проходить, что очень важно, в правовом поле, то есть в судах. По нашим данным, возбуждено 8 уголовных дел, из них 6 - по подозрению в подкупе избирателей со стороны одного из кандидатов, одно - по факту физических угроз в адрес председателя участковой избирательной комиссии и одно - по факту обнаружения фальшивых бюллетеней. Возбужденные уголовные дела либо завершатся судебным процессом, либо нет, если следствие установит, что нет причин для передачи дела в суд. Но для нас самое важное, что все это происходит в рамках правового процесса, а не путем перестрелки.

    РГ: К неуспехам уличной, незарегистрированной оппозиции на выборах уже привыкли, но сейчас речь идет о системной оппозиции, которая прекрасно знает, что все послевыборные жесты - суды, жалобы в Страсбург, пикеты - это не повод для пересмотра итогов и даже для пиара слабовато. Как вы можете объяснить их действия?

    Чуров: Я могу повторить формулу, выработанную нами еще неделю назад: это политическая кампания, приуроченная к визиту высокого иностранного гостя.

    (Думские оппозиционные фракции вышли из зала как раз во время визита в Россию госсекретаря США Хиллари Клинтон и султана Брунея Хассанала Болкиаха - Прим. "РГ").

    РГ: Как вы считаете, уровень фальсификаций в этот раз действительно был выше? Данные с участков активно обсуждаются в "Живом журнале", многие из нас сами голосовали, и уровень явки - 35% по Москве - вызывает сомнение, а нет явки - значит, нет доверия к избранной власти.

    Чуров: По уровню фальсификаций вот простейшее сравнение: в кампанию 1 марта 2009 года в Центризбирком поступило 360 жалоб на 3,5 тысячи кампаний, то есть в среднем 0,1 жалобы на одну кампанию. В эту кампанию в ЦИК России поступило 453 жалобы на 6780 кампаний, примерно 0,07 жалобы на одну кампанию, то есть число жалоб уменьшилось на треть.

    Что касается явки, то в целом 11 октября она составила почти 40%. Это на местных и региональных выборах. Конечно, мы надеялись, что по Москве явка будет повыше, 40-42 процента, но ведь прогноз делали до футбольного матча. Я точно знаю, что проигрыш нашей команды сыграл определенную роль. Но главная причина, повысившая интерес к местным и региональным выборам, это поправки в законодательство, увеличившие значение местного самоуправления и расширившие полномочия депутатов. Эти поправки появились благодаря Посланию президента от 5 ноября 2008 года. И, конечно, большую роль сыграли усилия правительства РФ по поддержанию социально-экономической стабильности в обществе, которая позволяет проводить выборы на регулярной основе. Не говоря уж о системной работе избирательных комиссий всех уровней. Вот эти три фактора и помогают повышению политической активности.

    РГ: Вы, конечно, в курсе истории, когда семья председателя партии "Яблоко" Сергея Митрохина голосует на участке, а при подсчете там ни одного голоса в поддержку "Яблока" не находят. Разве это не повод для пересчета голосов хотя бы на этом участке?

    Чуров: Мосгоризбирком направил материалы в суд. Реально опровергнуть или подтвердить слова Митрохина будет довольно сложно.

    РГ: Столичные выборы в этот раз очень жестко критикуют. Как вы можете объяснить, почему на одном и том же избирательном участке люди голосуют за кандидата-одномандатника и партию по-разному, причем, по данным КПРФ, разрыв составляет от 13 до 39%?

    Чуров: Ну и что? А кто вам сказал, что москвичи все одинаковые? Одномандатник, к примеру, оказался симпатичен, а партия - нет. Не забывайте, что за процессом голосования следили один их член участковой комиссии с правом совещательного голоса, один член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и как минимум один наблюдатель. В Москве было сформировано 3276 участковых избирательных комиссий, для работы в УИК были выдвинуты 41 621 член с правом решающего или совещательного голоса. По предложению "Единой России" было назначено 3194 члена УИК, "Справедливой России" - 3110, КПРФ - 2262, ЛДПР - 2092. То есть все партии были представлены и практически в каждом участковом избиркоме.

    В ходе предвыборной кампании было довольно много споров вокруг процедуры отказа кандидатам в регистрации, но ведь большинство предложений об отмене регистрации возникало не по инициативе избиркомов. Вплоть до того, что в одном случае кандидат, возбудивший дело об отмене решения избиркома, сам же и пострадал: он не заметил, что на том же заседании, протокол которого успешно оспорил, было принято решение о его собственной регистрации, и добился отмены этого решения. Правда, хотя отказы в регистрации были в основном закономерными, но мы заметили, что было допущено довольно много процедурных ошибок, которые могут поставить под сомнение принятое решение, поэтому уже сейчас начинаем учить избиркомы, готовя их к единому дню голосования, который пройдет в марте следующего года.

    Можно привести следующие цифры: всего было выдвинуто кандидатов 94 408, зарегистрировано - 87 753, отказано по различным основаниям - 6654. Тут действительно разные основания, в том числе и скрытая непогашеная судимость. Но хотел бы отметить факт, который почему-то проходит мимо внимания общественности: из числа выдвинутых кандидатов более 40,5 тысячи выдвинуты "Единой Россией", только 5,5 тысячи - КПРФ, то есть почти в 10 раз меньше, 3792 - ЛДПР, 4292 - "Справедливой Россией", 307 - "Патриотами России", "Правым делом" - 249 и "Яблоком" - 183. И еще 39 тысяч самовыдвиженцев. При этом отказано в регистрации: 239 кандидатам от ЕР, 193 - от СР, 175 - от ЛДПР, 170 - от КПРФ, 167- от "Патриотов России", 64 - от "Правого дела" и 61 - от "Яблока".

    РГ: То есть чаще других отказывали "единороссам"...

    Чуров: Но они и выдвинули больше всех, хотя здесь важно другое: если ты не выдвигаешь кандидатов, то как ты можешь надеяться на победу? Цифры, понимаете, вещь железная.

    РГ: Где это "слабое звено", которое искажает волеизъявление граждан - процедура подсчета, сотрудник милиции, выставляющий с участка наблюдателя от партии, глава участковой комиссии, и как можно это "звено" устранить?

    Чуров: Знаете, чтобы усомниться в волеизъявлении граждан, надо иметь веские основания. И у нас, и у начальника ГУВД по Москве Владимира Колокольцева одинаковые данные: из почти 22 тысяч наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса было удалено с участков в день голосования 29 человек. Однако по каждому случаю есть протокол, и если человек желает, он может обжаловать это решение в судебном порядке.

    По другим регионам. Вот республика Марий Эл: всего 609 комиссий с 5349 членами, при этом выдвинуто "Единой Россией" - 606, КПРФ - 486, "Справедливой Россией" - 472, ЛДПР - 378. А удалено, в соответствии с имеющимися у нас данными, четверо. Потом в суде можно оспорить и порядок подсчета голосов, и процедуру составления протокола, и даже итоги голосования. Доказывайте, добивайтесь решения от прокуратуры о необходимости вскрыть коробки (мешки) с бюллетенями. И если результаты не совпадают, то это фальсификация, уголовная статья, соответственно участвующие в ней лица понесут уголовную ответственность.

    РГ: Что вы принесете в Думу в пятницу: статистику, законопроектные инициативы или просто извинения?

    Чуров: Весь объем информации, который есть у ЦИКа, совершенно открыт для всех интересующихся, открыт настолько, что это даже беспрецедентно для Европы. Если вы сейчас попытаетесь обнаружить сведения хотя бы об одной жалобе на выборы в бундестаг (а они были), вам это не удастся, потому что их рассматривали в закрытом режиме. А на нашем интернет-сайте вся информация о рассмотренных нами на текущую дату жалобах имеется.

    Думаю, что вопрос сейчас стоит не только о политической культуре, но и о некоторых пробелах в нашем законодательстве. Многие получили с удовольствием мандаты депутатов Мосгордумы, и я не слышал о фактах отказа, если только не считать ситуации, когда мандат передается внутри одной и той же партии. Думаю, нам в России тоже пора определиться: либо ты начинаешь получать государственную зарплату и пользоваться возможностями, предоставляемыми за счет налогоплательщика, либо устраиваешь протесты и не признаешь выборы.

    А выступить с трибуны в Госдуме для меня большая честь.

    РГ: Есть предложения от оппозиции: пропорциональные выборы во всех региональных парламентах, роспуск избиркомов и новые выборы, пересмотр итогов голосования по ряду участков, в отношении которых есть копии протоколов, не совпадающие с данными. Что из этих инициатив, с вашей точки зрения, заслуживает внимания?

    Чуров: Свое мнение по большинству из этих инициатив я высказал, а вот идея о пропорциональной системе выборов, выдвинутая КПРФ, напомнила мне, как коммунисты с ней боролись еще в 2004 году. Были категорически против, а сейчас переменили свои взгляды с точностью до наоборот - очень последовательная позиция.

    Мы и сами сейчас активно занимаемся внедрением технических новинок ради безопасности, удобства избирателя и прозрачности выборов. Например, установка опломбированного маячка ГЛОНАСС на транспорт, перевозящий избирательную документацию, повышает безопасность, особенно когда протоколы везут по тундре на расстоянии нескольких сот километров. Причем в режиме онлайн на экране каждые 30 секунд спутник сообщает нам местонахождение объекта и никто не может сказать "не туда завезли". Или мы предлагаем устанавливать на участках веб-камеры: до закрытия участка она направлена на дверь - каждый может проверять уровень явки, сидя дома перед компьютером, если ему не лень, а во время подсчета голосов такая камера направлена на стол, где считают бюллетени. Мы на выборах 11 октября в Братске также опробовали новую технологию "гонец": мгновенная передача протокола в цифровом виде с участка в ТИК, региональный избирком и ЦИК. И копии протоколов не нужны, потому что 107 миллионов избирателей одновременно получают копию протокола сразу после подсчета.

    РГ: Выступая в телеэфире, вы признали, что уровень агитации был необычно высоким, реакция оппозиции - тоже необычная, хотя общий процент, завоеванный ЕР, не превышает обычных показателей. Означает ли это, что единые дни голосования постепенно подтягиваются к уровню федеральной кампании и тем самым фактически предсказывают развитие событий в 2011-м?

    Чуров: Да, я об этом заявил еще после проведения первого единого дня голосования. Фактически единые дни голосования превращаются в квазифедеральные кампании, и я очень положительно отношусь к этой еще новой системе. Потому что она позволяет и нашим избиркомам, и политическим партиям поддерживать состояние боевой готовности. И на днях в ЦИКе мы уже собирались на совещание в рамках подготовки к единому дню голосования в марте следующего года.

    Поделиться