19.10.2009 23:20
    Поделиться

    Антикризисные меры помогут отечественным производителям химической продукции

    Конкурентны ли товары отечественных производителей химической и нефтехимической промышленности на внешних рынках? Насколько инновационны химические производства? На эти и другие вопросы "Российской газеты" ответил президент Российского cоюза химиков Виктор Иванов.

    Какие специфические особенности возникли в связи с кризисом в реализации "Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года"?

    Стратегией было предусмотрено увеличение объемов производства, планировалось качественное изменение его структуры в направлении диверсификации на основе инновационного перевооружения материально-технической базы отрасли. Экономический кризис крайне негативно отразился на всех основных показателях работы предприятий комплекса. В результате снижения внутреннего и внешнего рынков объем производства химической продукции за шесть месяцев этого года уменьшился. К примеру, производство минеральных удобрений на 22%, синтетических смол и пластмасс - на 8%, шин - на 41%, химических волокон и нитей - на 28%. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что на объем потерь оказали влияние специфические особенности химических производств: сложные внутриотраслевые связи. Предприятия несли значительные потери при остановке производств и снижении нагрузок. Сыграли свою роль и обязательные современные жесткие требования по безопасности производства и хранения продукции, а также недостаточная конкурентоспособность технологий по ряду производств. Но цели и задачи, предусмотренные Стратегией, никто не отменял, поэтому предприятия и корпорации принимают меры по минимизации потерь и обеспечению роста производств.

    Что главное в этом процессе?

    Магистральная задача - обеспечение реализации ввода инновационных проектов, предусмотренных Стратегией, прежде всего по пластическим массам, химическим волокнам, малотоннажным видам продукции, способной обеспечить диверсификацию и импортозамещение. Как раз на это и направлен комплекс мер помощи реальному сектору экономики, предусмотренных антикризисной программой правительства.

    О каких инновациях в химическом комплексе сегодня можно говорить с гордостью, а о каких с болью?

    Инвестиционная и инновационная деятельность в химическом комплексе за последние годы активизировалась. Были введены крупные мощности по полистиролу, полиэтилену, полипропилену, каучуку, капролактам. Возросло производство изделий из полимерных материалов. Однако неудовлетворительно решается вопрос по производству малотоннажной химической продукции. Для обеспечения потребностей внутреннего рынка страна вынуждена импортировать в значительных объемах резинотехнические и пластмассовые изделия, химикаты, добавки для пластмасс, каучука и резины, текстильное, вспомогательные материалы. Крупные корпорационные структуры концентрируют внимание в основном на крупнотоннажных экспортотабельных производствах. Между тем, сегодня срочно требуется разработка механизмов и создание организационных структур по диверсификации производств, развитию малотоннажной химии.

    Насколько конкурентны товары отечественных производителей химической и нефтехимической промышленности на внешних рынках?

    В настоявшее время в структуре экспорта преобладают минеральные удобрения. Имеются также предпосылки по увеличению экспортного потенциала по крупнотоннажным пластмассам, синтетическому каучуку и ряда других продуктов. Однако реальное увеличение экспорта требует недопущения роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий, электроэнергию, природный газ, продукты нефтепереработки, транспортные тарифы.

    Как обстоят дела с развитием экспортного потенциала и импортозамещения на внутреннем рынке химической продукции?

    Надо сказать, что предкризисные ходы характеризовались значительным ростом экспорта по ряду видов химической и нефтехимической продукции. В 2008 году экспорт составил 26,8 млрд долларов при импорте 19,1 млрд долларов. Сальдо внешнеторгового оборота равнялось 7,7 млрд долларов. Добавлю, что в товарной структуре экспорта 44% составляют минеральные удобрения. В значительных объемах экспортируется капролактам, синтетический каучук, метанол, отдельные виды крупнотоннажных пластмасс. По этим видам продукции имеются все предпосылки и условия для сохранения и увеличения объемов экспорта. Сегодня качественное изменение структуры экспорта по направлению создания экспортабельных производство по наукоемкой и малотоннажной продукции - стратегическая цель отрасли. И для решения этой задачи необходимо воссоздать разрушенный научно-технический потенциал, нужна консолидация усилий академической, вузовской, отраслевой науки. В первую очередь для разработки конкурентоспособных инновационных проектов. Добавлю, что без государственной финансовой поддержки здесь не обойтись. Потому что речь идет о безопасности страны. Сегодня мы импортируем немало материалов, к примеру, малотоннажной химии для оборонной техники.

    Раньше такого не было?

    Такого не должно быть никогда! Только в исключительных случаях можно какие-то машины, но не материалы. Мы же очень много импортируем красителей, пластмассовых изделий, химикатов-добавок. Страшно сказать, но если вдруг по каким-то причинам наша химическая отрасль перестанет существовать, то в течение полугода наш рынок будет на сто процентов заполнен импортными товарами, сделанными на зарубежных мощностях, но на нашем сырье. Поэтому мы говорим постоянно: давайте строить новые предприятия, чтобы сократить количество экспортируемого сырья и увеличить экспорт химических продуктов. Нам удается прорываться на западный рынок, но только по отдельным товарам, таким как смолы, каучуки, удобрения. Эти производства у нас традиционно хорошо развиты, но они связаны с очень сложной экологией и недропользованием. Если говорить о других товарах, то здесь потенциальных покупателей или качество не устраивает, или цена. Потому что у нас устаревшие технологии и высокая энергоемкость. Мы закладываем в себестоимость очень большие затраты. Если весь мир строит свои заводы недалеко от границ государств или вдоль рек, чтобы работать не только на внутренний рынок, но и на внешний, то у нас традиционно производства ориентировались на внутригосударственное потребление. И если везти продукт, предположим, из Кемерова до Балтики, а это 5-6 тысяч километров, то можно себе представить, какова будет его цена. Поэтому наша продукция и проигрывает в цене.

    Как вы оцениваете положение дел с решением экологических и социальных и экономических проблем с градообразующими предприятиями в республиках Татарстан и Башкортостан, Алтайском, Пермском и Красноярском краях, Тульской, Кемеровской и других "химических" областях?

    В иной регион приедешь, а губернатор может часами рассказывать о реконструкции того или иного химического предприятия лучше всякого специалиста. Возьмите Нижнекамский химический комплекс. Громаднейшая производственная площадка, несколько десятков заводов... За последние 20 лет немало новых мощностей там было возведено, и социально-экологическая ситуация была непростой. В последнее время все меняется в лучшую сторону. И это является результатом хорошей контактной работы руководителей, собственников предприятий и местной власти. Они строят свои отношения по принципу: сделай что-то хорошее для города, и город поможет тебе решить твои проблемы. И никто не "сбрасывает" социальные объекты городу, потому что для всех понятие "градообразующее предприятие" далеко не пустой звук.

    В тему

    Два года назад Россия в лице Российского союза химиков (РСХ) вступила в международную программу устойчивого развития Responsible Care в Париже.

    Решение о вступлении страны в программу принимал Комитет RCLG ICCA (лидер-группа стран Международного Совета химических ассоциаций) на основе проделанной национальной отраслевой ассоциацией и пилотными предприятиями ("Нижнекамскнефтехим", "Апатит", "Щекиноазот") предварительной работы по актуализации программы. В России данная программа носит название "Ответственная забота". Для отслеживания динамики по ключевым направлениям (промышленная безопасность, охрана труда, защиты окружающей среды) РСХ разработал методические документы (таблицу основных показателей программы и совместно с компаний IBS анкету самооценки предприятий в области промышленной и экологической безопасности).

    Поделиться