14.10.2009 23:30
    Поделиться

    Николай Галимов: Пострадавшим в катастрофах на транспорте заплатят до 2 миллионов рублей

    Пострадавшим в катастрофах на транспорте вместо 12 тысяч рублей намерены платить до двух миллионов

    Минтранс подготовил проект закона, который предусматривает страхование ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам на всех видах транспорта и четко определяет суммы, которые могут получить потерпевшие.

    О новых правилах "РГ-Неделе" рассказал заместитель директора департамента экономики и финансов минтранса Николай Галимов.

    Максимум - 12 тыс. рублей

    Российская газета: Какая ситуация сейчас по страхованию пассажиров на общественном транспорте?

    Николай Галимов: Сейчас нет единого механизма и стандартов страхования пассажиров. Одним из основных документов, регламентирующих этот процесс, является Указ Президента России от 7 июля 1992 года "Об обязательном личном страховании пассажиров". Но там речь идет только о дальнем сообщении.

    Максимальная страховая сумма установлена в 12 тысяч рублей. Кроме того, указ исключает обязательное страхование пассажиров на городских, пригородных и международных перевозках.

    РГ: Но на воздушном транспорте страховка намного больше.

    Галимов: Действительно, пока только здесь изменен подход к страхованию, которое осуществляется за счет перевозчика, а не пассажира. При этом значительно увеличен размер страхового возмещения - до 2 миллионов рублей.

    Также стоит отметить, что многие перевозчики на других видах транспорта страхуют свою ответственность за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров в добровольном порядке.

    РГ: На каких видах транспорта аварии случаются чаще всего?

    Галимов: Согласно данным Росстата, самым безопасным является железнодорожный транспорт. Затем идут морской и речной. Статистика по автомобильному транспорту говорит о его относительной небезопасности - на нем наблюдается наибольшее количество происшествий, в которых причиняется вред пассажирам.

    Перспектива - до 2 млн рублей

    РГ: Как изменится ситуация, если будет принят новый закон?

    Галимов: Всем пассажирам, независимо от вида транспорта и дальности маршрута, будет гарантировано возмещение вреда, причиненного при перевозке. Предусмотрена сумма - до 2 миллионов рублей, как для авиапассажиров.

    РГ: Насколько хлопотно это будет для пассажиров?

    Галимов: Они смогут обращаться за возмещением напрямую в страховую компанию, минуя долгие судебные разбирательства с перевозчиком. Для получения денег необходимо будет представить только документы, входящие в перечень, который утвердит федеральное правительство.

    Порядок расчета размера страхового возмещения будет также установлен правительством.

    Лимитирован и срок выплаты. В соответствии с законопроектом он составляет 30 дней. Также предусмотрена предварительная выплата страхового возмещения: 100 тысяч рублей в случае смерти потерпевшего и 50 тысяч рублей - в случае причинения тяжкого вреда здоровью, которая осуществляется в течение трех дней родственникам потерпевшего для удовлетворения срочных финансовых потребностей.

    РГ: А могут страховщики отказать, например, сославшись на финансовые трудности?

    Галимов: Возможность отказа страховой компании в выплате возмещения сведена к минимуму. Законопроект устанавливает гражданско-правовую ответственность страховщика за необоснованный отказ и задержку в выплате страхового возмещения.

    При этом для получения права на осуществление обязательного страхования каждая страховая организация должна вступить в одно из профессиональных объединений страховщиков, которые также будут нести ответственность за деятельность страховщиков и гарантировать выплату страхового возмещения.

    РГ: Отразится ли нововведение на стоимости проезда в общественном транспорте?

    Галимов: В связи с предполагающейся отменой действующего норматива, в соответствии с которым страховой сбор включен в билет, цена проезда уменьшится на величину такого сбора. Такие изменения можно прогнозировать на всех видах транспорта в дальнем сообщении.

    Однако сейчас сложно предсказать, насколько существенным может быть изменение расходов перевозчиков на страхование.

    В любом случае доля затрат на обязательное страхование для перевозчика, обеспечивающего приемлемый уровень безопасности, не будет высокой. Поэтому существенного увеличения стоимости проезда не ожидается.

    РГ: Если перевозчик не застрахует своих пассажиров, что тогда?

    Галимов: Он не сможет работать.

    И снова об ОСАГО

    РГ: Многие эксперты уверяют, что обязательное страхование гражданской ответственности на всех видах транспорта поднимет стоимость ОСАГО.

    Галимов: Это не так. При вступлении в силу закона предполагается одновременное изменение закона об ОСАГО, исключающее из него страхование перевозчиками автомобильным и городским электрическим транспортом ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров.

    При этом нужно учитывать, что правительством в прошлом году утверждена Стратегия развития страховой деятельности на среднесрочную перспективу. В ней предусматривается установление единых подходов к определению размеров страховых сумм и страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью гражданина, чтобы у всех были равные права на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных или в случае причинения вреда здоровью, позволяющих восстановить здоровье. Законопроект минтраса соответствует утвержденной Стратегии.

    Другое дело, что сейчас минфин рассматривает возможность приведения в соответствие страховых сумм и в ОСАГО до 2 миллионов рублей.

    Вот это может повлечь увеличение стоимости полиса.

    РГ: Когда можно ожидать вступление закона в силу?

    Галимов: В настоящее время законопроект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направлен в минюст для получения заключения.

    Документ планируется рассмотреть на заседании правительства уже в ноябре этого года. После одобрения он будет внесен в Госдуму.

    Число погибших на транспорте в январе-августе

    Поделиться