14.10.2009 23:29
    Поделиться

    Волгоградские муниципалитеты с трудом осваивают деньги на покупку квартир сиротам

    Получить жилье сиротам бывает очень трудно

    Муниципалитеты Волгоградской области с трудом осваивают деньги, выделенные региональным бюджетом на покупку квартир для детей-сирот.

    Из 303 миллионов рублей израсходованы пока только 190. А тем временем после выпуска из детского дома, где они находились под опекой государства, сироты вынуждены решать самый главный вопрос - жилищный.

    Дорогие метры

    Еще пару лет назад очередь не двигалась, потому что в бюджете не хватало денег. Теперь, когда финансирование пошло, возникли новые проблемы.

    - Есть вероятность, что до конца года вся сумма не будет выбрана, - считает председатель комитета по социальной политике областной думы Ирина Гусева. - Проблемы возникают прежде всего там, где местные власти неграмотно рассчитали цену квадратного метра жилья, которую они заявляют на аукцион. Желающих продать квартиру за такую низкую цену не находится.

    В комитете по образованию администрации Волгоградской области считают, что опасения беспочвенны и эта региональная программа будет исполнена практически полностью.

    - В большинстве поселений региона тендеры по покупке жилья для тех 800 сирот, которые уже вышли в самостоятельную жизнь, намечены на середину осени. Есть, конечно, вероятность, что часть тендеров закончится ничем, потому что не найдется квартир, соответствующих предложенным условиям - метражу от 33 квадратных метров и стоимости, рассчитанной поселениями в начале года. Однако в большинстве случае цены выставлены реальные, и мы надеемся, что сделки пройдут в плановом режиме.

    Действительно, в некоторых поселениях финансистам не хватило опыта и знаний, чтобы грамотно рассчитать рыночную цену жилья, включенную в заявки. А теперь они вряд ли найдут продавцов, готовых даже на фоне кризиса расстаться с жильем по стоимости 14-15 тысяч рублей за квадратный метр.

    Еще одна опасность - малое количество "однушек" с большим метражом на рынке недвижимости малых городов и поселений.

    В больших городах эти проблемы не так очевидны, поэтому скорость продвижения очереди там выше. В том же Волгограде власти заявляют, что при сохранении нынешнего уровня финансирования очередь в 300 человек можно будет "обнулить" за три-четыре года. Кризис в этом смысле сыграл на руку: раньше цена однокомнатной квартиры в Волгограде подбиралась под два миллиона рублей, а теперь не доходит и до полутора.

    В суд за помощью

    В Ростовской области сироты, пытаясь получить крышу над головой, сталкиваются с другими проблемами. К примеру, 26-летнему Сергею Юшкову пришлось добиваться справедливости в суде. После возвращения из армии парень собирался начать взрослую самостоятельную жизнь: найти работу, обзавестись семьей. Его фамилия значилась в льготном списке на получение жилья, и Сережа надеялся, что в ближайшем будущем у него появится собственный дом. А для счастья что еще нужно? Но власть имущие распорядились по-другому. Они исключили парня из льготного списка очередников, объяснив Сергею, что у него уже есть жилье - закрепленная за ним комнатушка, в которой раньше жила его лишенная родительских прав мать. Жаль, что чиновники не потрудились выяснить, в каком состоянии находится это жилье. А стоило бы. Когда бывший детдомовец пришел туда, то увидел осыпавшийся потолок, трещины в стенах... По закону контролировать сохранность жилья должна была администрация детского дома, где парень воспитывался, а затем и лицея, где он учился. Стоит ли говорить, что никто из проверяющих туда не пришел ни разу.

    Обратившись в администрацию города с просьбой предоставить другое, благоустроенное жилье, молодой человек получил отказ. Тогда он пошел в местную прокуратуру. Там помогли сделать экспертизу, которая подтвердила, что комната ни по техническим, ни по санитарным нормам для проживания непригодна. Но даже после этого только с помощью суда бывший детдомовец добился справедливости и заставил чиновников восстановить его в льготной очереди. На это ушло полгода.

    Пример Сергея Юшкова еще раз подтверждает, что при таком обилии государственных структур, которые обязаны помогать сиротам защищать их интересы и права, на деле получается, что, выйдя из стен детского дома, ребята оказываются предоставленными сами себе. И там уж кому как повезет.

    Прямая речь

    Геннадий Зорько, директор регионального общественно-благотворительного фонда "Наше будущее":

    - Мы не раз предлагали создать попечительский совет, который бы занимался проверкой качества жилья, которое получают сироты. Ведь сейчас кроме работников органов опеки и попечительства муниципалитетов этим никто не занимается. А такая ситуация создает условия для всякого рода злоупотреблений и нарушений. За два с лишним года существования нашей организации только по поводу жилищных вопросов к нам обратились семь сирот. И это те, которые нашли в себе силы бороться за свои права. А сколько еще просто смирившихся со своей судьбой? Часто чиновники районных и городских администраций просто не хотят тратить время на то, чтобы разобраться в ситуации. А порой они просто не компетентны: не знают законов и не могут решить, ставить сироту на очередь за квартирой или нет. Нужны информационные семинары, тренинги, но этим аспектам почему-то уделяется очень мало внимания.

    Тем временем

    В прокуратуре Волгоградской области считают очередь из сирот за жильем незаконной. По мнению сотрудников ведомства, оставшиеся без попечения родителей дети относятся к социально незащищенным, и обеспечение их жильем не может быть поставлено в какие-либо условия, в том числе и включение в очередь. Свою правоту прокуратура на днях доказала через суд. 17-летняя Яна Доброва, сирота из Котовского района, жила в доме бабушки. Но старушкина избушка не так давно сгорела. Девушка обратилась в органы опеки и попечительства, а там в быстром решении вопроса ей отказали, сославшись на очередь. Яна обратилась в прокуратуру, а сотрудники надзорного ведомства - в суд, который постановил немедленно обеспечить Доброву однокомнатной квартирой.

    Поделиться