14.10.2009 23:15
    Поделиться

    Игорь Николаев: Не понимаю, как моим песням удалось выдержать испытание временем

    Все, кто пришел на концерты Международного музыкального фестиваля "Золотой шлягер в Могилеве", имели уникальную возможность почувствовать себя моложе лет на 20-30. Своего рода "машиной времени" стали любимые песни, звучавшие десятилетия назад.

    На просторах бывшего Союза "Золотой шлягер" стал пионером возвращения к песенному наследию. И на нынешнем фестивале зрителям скучать не пришлось. Еще долго будут вспоминать в городе концерт Государственного симфонического оркестра России "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета. В очередной раз покорили зрителей группа "Любэ", вокально-инструментальные ансамбли "Самоцветы", "Синяя птица", "Белорусские Песняры", Сосо Павлиашвили, Игорь Николаев, Анне Вески...

    Для журналистов фестиваль - не только возможность познакомиться с именитыми исполнителями, но и порой открыть кого-то с неожиданной для себя стороны. Таким "открытием" для корреспондента "СОЮЗа" стал популярный певец и композитор Игорь Николаев. Заслуженный артист России приехал в Могилев из Лос-Анджелеса.

    - Чем вы сейчас занимаетесь в Штатах?

    - Работаю в кинематографе. Надо сказать, небезуспешно. Могу похвастаться: стал первым российским композитором, который получил первую премию за музыку к кино. Премия стала своего рода толчком - сейчас идут переговоры о моем участии еще в одном проекте. Но пока все окончательно не решено, о каких-либо подробностях предпочту промолчать.

    - Что вы можете сказать о фестивале "Золотой шлягер"?

    - Это здорово, что он есть. Ведь поколение, которое лет 25-30 назад лишь вступало в самостоятельную жизнь, теперь в расцвете сил. Но им не хватает той музыки, что была десятилетия назад. А "Шлягер" ее как бы возвращает. Плюс ко всему песни прошлых лет были сделаны действительно качественно. И поныне звучат круто.

    - Вы написали множество шлягеров. Какой самый любимый?

    - Не знаю, назовите сами. В многодетной семье сказать, что кто-то из детей самый любимый - нечестно по отношению к другим. Так и с песнями... Единственное, больше люблю, наверное, те, что не стали хитами. Душу вкладывал, а они не "выстрелили"... И вообще, честно говоря, не понимаю, как моим песням удалось выдержать испытание временем. 25 лет назад было написано "Комарово", "Двум звездам" - 24 года. Они не звучат в ротациях радио или телевидения. Но люди их поют - в том числе и молодежь. Откуда знают слова, музыку? Для меня загадка.

    - Когда талантливой молодежи было проще прорваться на эстраду, сейчас либо четверть века назад?

    - Раньше существовали худсоветы, через "сито" которых якобы трудно было пройти. Но тогда все было честнее - в комиссии сидели профессионалы: композиторы, поэты, музыканты. Сейчас происходит то же самое, но в более грубой, циничной форме. Основное - деньги. Какой бы распрекрасной ни была принесенная песня, тебя могут снисходительно похлопать по плечу: "Старичок, это неформат". И все... В каждом времени есть свои плюсы и минусы.

    - Так вы "за" худсоветы или "против"?

    - За то, чтобы они были. Когда в них заседают уважаемые люди, от которых можно получить не только отказ, но и совет. Помню, как волновался, когда сдавал песню "Расскажите, птицы". Фонограммы не было. Стою перед комиссией и объясняю: "Сейчас буду петь я, но вы должны представить, что это - Пугачева. А вместо рояля постарайтесь услышать симфонический оркестр". Спел и четыре часа сидел в коридоре, дожидаясь вердикта. Потом из кабинета выходит человек и говорит: "Песню утвердили, но просят, чтобы ты спел еще раз". Перед худсоветом предстал уже как победитель. А вы думаете, в Америке по-другому? Весь тамошний шоу-бизнес построен именно на художественных советах - правда, называются они по-другому и никакой идеологической подоплеки не несут. Собрание профессионалов просто решает: выделить исполнителю, например, миллион долларов на запись фонограммы или демонстрационного ролика, или нет.

    - Свою первую песню вы предложили Пугачевой. Почему именно ей?

    - А никому другому и не мог: я работал у Аллы Борисовны. В ее коллектив пришел в 1979-м, а первая песня появилась спустя 4 года. До этого я занимался аранжировками. В 1980 году, незадолго до смерти Владимира Высоцкого, взялся за обработку его "Беды". Там было много запевов, но ни одного припева - музыкальный материал однообразный: песня звучала лишь за счет актерского мастерства. Придумал тему - Алла Пугачева на сцене рассказывает про беду, а во время проигрыша как бы идет по тонкому льду. Это впоследствии зрителей завораживало. На генеральную репетицию пришел Владимир Семенович - тогда видел его первый и, увы, последний раз. Послушал песню, а потом Алла подвела меня к Высоцкому: "Вот этот мальчик делал аранжировку". В ответ я услышал: "Спасибо, очень хорошо. Мне понравилось". Премьера состоялась в день смерти великого барда. Но говорить об этом было нельзя - шла Олимпиада, и людям положено было радоваться. Но мы все равно почтили память Владимира Высоцкого. После песни весь зал застыл в тишине...

    - Вы живете в Америке. А там востребованы российские исполнители?

    - Даже очень. В свое время мы с Наташей Королевой собирали аншлаги в "Ковент-Гардене". Помню, в конце 80-х вместе с Игорем Крутым и Евгением Леоновым накануне Нового года работали по ресторанам. Проехали городов 40, прибыли в Лос-Анджелес. Сидим за кулисами, скоро уже 12 ночи, я и говорю: "Давайте отметим праздник". И вдруг нам на ящик от "Абсолюта" ставят бутылку водки, пластмассовые стаканчики и маринованные огурцы. Меня это возмутило. Говорю хозяину: перед вами народный артист СССР Евгений Павлович Леонов - давайте шампанское. В ответ слышу: "Что за пререкания? Ваше дело работать". Тогда выглядываю за занавес: в зале публика во фраках, в мехах да брильянтах. Увидели меня - кричат: "О, Игорь Николаев!" "Наверное, много за билеты заплатили, - говорю собравшимся, - а у хозяина ресторана не нашлось бутылки шампанского для любимца публики, величайшего актера". В ответ - гробовая тишина. И буквально через секунды за кулисы врывается старший администратор, за которым бегут четыре официанта, несущие стол, уставленный всевозможными яствами. Спрашиваю: неужели нельзя было и без моего незапланированного "выступления" проявить уважение к артисту?..

    - Вы часто выступаете в Беларуси. С каким настроением сюда приезжаете?

    - С прекрасным. Мне нравится бывать там - все здесь хорошо, по-простому. Я душой просто отдыхаю в Беларуси.

    - Ваше пожелание читателям "СОЮЗа"...

    - Никогда не надо грустить о прошедшем. Все в жизни циклично. Значит, то, что было хорошее, обязательно повторится. Но только еще ярче, круче. В это надо просто верить. Если что-то попросить у Бога, то обязательно получишь. Делайте это часто и уверенно: и все будет просто здорово!

    Поделиться