13.10.2009 12:20
    Поделиться

    Светлана Кузнецова завоевала в Пекине 12-й титул в карьере

    К любимым местам российской теннисистки Светланы Кузнецовой прибавился Пекин, где она завоевала 12-й титул в карьере

    Светлана Кузнецова, обыграв в финале турнира в китайской столице польскую спортсменку Агнешку Радваньску - 6:2, 6:4, рассказала, чем ей понравилось это соревнование.

    "Я очень люблю Пекин, этот турнир, особенно мне нравится то, что призовые здесь у нас, женщин, больше, чем у мужчин, - заметила Света. - В этой моей шутке, как говорится, лишь доля шутки: мне кажется, мы заслужили такие гонорары. Мне понравилось играть в Пекине. Мне здесь везет - не будем вспоминать Олимпиаду! Здесь отличная атмосфера и великолепная поддержка болельщиков".

    Кузнецова добавила, что обычно к концу сезона она чувствует себя усталой. "Но на этот раз все отлично!" - заявила россиянка.

    Победа в Пекине позволила Кузнецовой гарантировано попасть на итоговый чемпионат в Доху (Катар), где под занавес сезона соберется "восьмерка" сильнейших. Сейчас в рейтинге WTA Светлана занимает четвертое место - после американки Серены Уильямс, соотечественницы Динары Сафиной и еще одной сестры Уильямс - Винус.

    Кузнецова поделилась также своими дальнейшими планами.

    "Нет, в "Кубке Кремля" участвовать не буду, - сказала Света. - К сожалению. Хотя не исключено, что в эти дни буду в Москве. Сначала я слетаю буквально на денек в Корею - мне нужно встретиться с представителями моего спонсора по экипировке, а потом приеду в Москву: надо отдохнуть, просто потренироваться перед итоговым турниром в Дохе".

    Эти высказывания Светланы навели на банальное заключение: профессиональные теннисисты беспрестанно переезжают из страны в страну, из города в город. Может быть, гораздо чаще, чем люди, чьи специальности связаны с командировками. И уж точно больше, чем другие спортсмены. Ведь теннисные турниры, в отличие от соревнований по другим видам спорта, проходят чуть ли не каждую неделю. А отпуск у профи с ракеткой - меньше месяца.

    Так вот: двукратная чемпионка турниров "Большого шлема", россиянка Светлана Кузнецова не просто бывает то в одном городе, то в другом. Она, склонная к философскому осмыслению жизни, о каждом месте своего пребывания судит нестандартно. О городе - как о живом человеке. Какой-то обожает, какой-то, наоборот, недолюбливает, даже обижается на тот или иной город. Например, ей не очень нравится Лондон. "А это потому, что ты не умеешь играть Уимблдон", - пародирует она тех, кому она это говорит. "Да, может быть, трава, травяное покрытие - это не мое, - вздыхает Света. - Хотя не исключено, что полюблю и Лондон, и Уимблдон. Во всяком случае, в британской столице меня узнают. И, не скрою, это приятно. Помню, иду как-то из супермаркета с молоком, медом, другими продуктами, а с противоположной стороны улицы мне кричат, называя по имени. Я помахала рукой, и многие, те, кто сидел в открытом кафе, зааплодировали. Я растерялась и быстренько ушла".

    Это - лондонская зарисовка. А так, я заметил, почти в каждой из бесед с Кузнецовой всплывают пять городов, сыгравших и играющих большую роль в ее жизни. Это Питер, где она родилась. Это испанская Барселона - там она провела значительную часть спортивной карьеры. Это Нью-Йорк - в 2004 году она выиграла Открытое первенство США. Это Париж - она любила этот город давно, а в нынешнем году стала там победительницей турнира "Ролан Гаррос". Ну и Москва - здесь теперь живет Светлана, несмотря на то, что "официальной резиденцией" считается Монте-Карло.

    Перед Новым годом - обязательно в Петербург

    Света родилась в самой знаменитой велосипедной семье Советского Союза. Мама, Галина Царева - шестикратная чемпионка мира. Папа, Александр Кузнецов - тренер, воспитавший пятерых  олимпийских чемпионов. Старший брат - серебряный призер Олимпиады. Но родители решили: "Свете надо искать другой вид спорта". И мама в какой-то момент сняла дочку с велосипеда и повела на корт. В семейном архиве есть даже такая фотография: на шестилетней Свете велосипедные туфли, мамины шорты, папина майка, а в руке... ракетка. "Помню, когда ходила на папины тренировки, находила где-то стенку и стучала об нее теннисным мячиком", - говорит сейчас Светлана.

    В Питере, в теннисной секции девочку считали способной, но уж очень ленивой. Нет, говорили, у нее большой цели. Тем временем возможностей тренироваться в городе на Неве было все меньше и меньше. Дома думали, куда переехать? Москва почему-то отпала, и решили отправить дочку в Испанию. По дорожке, проторенной Маратом Сафиным.

    Сейчас Света при любой возможности приезжает в родной город. Но каникулы у теннисистов зимой. "Конечно, заскочила в Питер перед Новым годом, - рассказывала Кузнецова этой весной. - Кроме всего прочего, мне же нужно экзамены сдавать, заканчивать учебу". Это она про Санкт-Петербургскую  академию физкультуры имени Лесгафта говорит.

    Барселона - это период в жизни

    "Когда я первый раз приехала в Испанию, мне было 14 лет, - рассказывает Светлана. - Я не говорила ни по-испански, ни по-английски. Это было ужасное время, я просто считала часы до возвращения домой, в Питер. А с 16-летнего возраста стала жить в Барселоне. Это был единственный выход: в Питере ни кортов, ни нормальных условий для занятия теннисном не было. Размышляя теперь  о барселонском периоде в моей жизни, считаю так: были и взлеты, и падения. Могло быть и лучше, и хуже".

    В Барселонской академии было много плюсов - огромное количество кортов, благоприятный климат, много ребят, спарринг-партнеров. Тренируйся, сколько хочешь! Как только Кузнецова сменила Петербург на Барселону она стала выигрывать все подряд. Сейчас благодарит за это все родителей. Они оплачивали и поездки, и тренировки. "Это они вытащили меня из Питера", - говорит.

    Она до сих пор любит Барселону. Помню, когда в прошлом году был финал Кубка Федерации в Мадриде, Светлана говорила: "Мадрид, конечно, хороший город, но Барселона гораздо лучше". Однако некоторые вещи она не принимает. Например, никогда не была на корриде - ни в Барселоне, ни в каком-либо другом городе.     

    Нью-Йорк - особый город  

    Кузнецова - максималистка. Или все, или ничего. Но все-таки соглашается с тем, что именно в период ее пребывания в Барселоне, в теннисной академии Серхио Касала и Эмилио Санчеса, она достигла высот. "Да, был всплеск - я дошла до второй строчки в рейтинге, выиграла один турнир "Большого шлема", - скромно замечает Света.

    Ничего себе - "один турнир". Открытый чемпионат США!  До нее никто из россиян не побеждал в Нью-Йорке! Кстати, весь гонорар с нью-йоркского первенства - миллион долларов США - Света отдала папе - для строительства велотрека в родном Питере.

    "Так что, возвращаясь к Барселоне, скажу: плохим этот испанский период нельзя назвать, - размышляет дальше Света. - Было  бы несправедливо. Но... Мои родители хотели, чтобы я гораздо раньше оттуда уехала. Но я до этого дозрела только сейчас. У меня было много проблем - и с родителями, и вообще. Теперь я начинаю судить о вещах по-другому".

    Ну, а Нью-Йорк - особый город. Он сразу понравился Кузнецовой. За масштаб, широту, демократичность. Там этот первый титул "Большого шлема" - не только для себя, но и для всей России - Света добыла, когда ей было 19 лет. Родители не поехали с дочкой в Америку - мама чувствовала, что у Светланы все будет хорошо в Нью-Йорке. А вот отец теннисистки очень переживал, что приходилось следить за перипетиями поединков дочери с помощью СМИ. Но, правда, часто созванивались. "Свету слишком откровенной я назвать не могу, - признавался он. - Она мне Зою Космодемьянскую напоминает. О проблемах, неурядицах практически никогда не говорит. Все в себе держит".

    Энергетика Москвы

    "Да, я перебираюсь из Барселоны в Россию, в Москву, - говорила в сентябре  прошлого года Светлана. - При этом я остаюсь петербурженкой и буду часто навещать любимый город. Я не хочу разделять. Я люблю и Питер, и Москву. Но в столице жизнь намного энергичнее, а какие-то вещи проще. Больше кортов, больше людей, с которыми можно играть. Нет проблем с нужными рейсами - из Питера порой приходилось летать с несколькими пересадками".  

    Размышляя о своем возвращении, Кузнецова отмечала: "Во-первых, я заработала себе имя. С организационными  вопросами часто помогает Шамиль Анвярович Тарпищев. Родители давно хотели, чтобы я вернулась тренироваться на родину, но я дозрела только сейчас. Во-вторых, для себя решила: мне нужен тренер русский. Обязательно. Я понимаю заграничный менталитет. Но я его не признаю. Русская душа другая. Даже на корте это проявляется: я, допустим, хочу ударить мяч в эту сторону. А мне говорят: бей в другую. Понимаю, что говорят, может быть, правильные вещи. Но мне хочется играть как бы "от себя". Одно время я тренировалась у Ольги Васильевны Морозовой, а потом мне помогала Лариса Савченко"

    В-третьих, Кузнецова - человек верующий, ходит в православную церковь. "Может, поэтому мне легче жить в России", - говорит она.  

    В то же время в Москве жизнь бурная. И, по мнению Кузнецовой, здесь важно не потерять концентрацию. Поначалу она снимала квартиру - на Юго-Западной. Ей было важно, чтобы жилье было недалеко от кортов - имеются в виду теннисные площадки в Лужниках.

    Конечно, год назад Света не очень хорошо представляла себе жизнь в столице. "Хочу, чтобы жилье было и рядом с кортами, и вместе с тем поблизости, если это возможно, от центра. Чтобы в пробках не стоять". Так, разумеется, не получилось.

    И дождь, и слезы, и Париж

    Триумф Светланы, когда она в этом году выиграла Открытый чемпионат Франции, отмечали, конечно, в парижском ресторане. "Рассматривалось несколько вариантов в каком, но остановились на русской кухне, - рассказывала Кузнецова. - Было человек пятнадцать. И только после пары бокалов шампанского я, кажется, поняла, что произошло".

    Дело в том, что, победив в финале Динару Сафину, Света еще долго как бы оставалась в игре. "У меня в голове были корт, мячики, удары, - говорила Света. - Все  это заполняло мой мозг и до матча, и во время, и потом, позже. Меня многие спрашивали, почему я даже не улыбнулась, когда выиграла последний мяч. Знаете, я прокручивала в голове: как выразить свою радость? Может, вскинуть руки? Может, упасть на колени? Но когда Динара на матч боле сделала двойную ошибку, сразу же поняла: подобное проявление восторга будет неуместно".

    Вот в этом вся Света. Понятно, почему ей импонирует игра Роджера Федерера и сам швейцарец. Выдержан, воспитан. А как играет?! Причем, во время матча - "машина" , а после - сентиментальный, даже плачет. Так это было и совсем недавно в пасмурном Париже. И дождь, и слезы..Ну то, что Федерер - теннисист всех времен и народов, так считают многие. Но теннис в чьем женском исполнении по душе самому Федереру? Оказывается, Кузнецовой. Света как узнала об этом года два назад, не поверила: бросилась к компьютеру, чтобы найти в Интернете подтверждение. А потом и пообщалась с предметом своего теннисного обожания. Недавно Света даже советовалась с Роджером, возвращаться ли ей из Испании в Россию или нет? И швейцарец, образно говоря, "дал добро" на то, чтобы Светлана Кузнецова обосновалась в Москве: "Главное, ты обретешь гармонию сама с собой и будешь полностью контролировать ситуацию". Так и получилось.

    Поделиться