Культура
память

На пути к горизонту

Умер Михаил Калатозишвили

Умер Михаил Калатозишвили
Михаил Калатозишвили Фото: с сайта film.ru
Михаил Калатозишвили Фото: с сайта film.ru

Режиссер и продюсер Михаил Калатозишвили умер рано - в таких случаях говорят: на взлете.

Но сам этот взлет оказался, как часто бывает, поздним: свою главную картину "Дикое поле" он снял на пороге пятидесятилетия. Этот фильм и принес ему главный успех.

По плохой традиции кинематографа, пятидесятилетний режиссер, автор, постановщик и продюсер более десятка игровых и документальных картин до последних дней проходил по ведомству "молодых". На его счету были уже Гран-при в Бергамо и авторитетные призы в Чикаго, Берлине, Монреале, Теллуриде, Пескаро и Мадриде за кинодраму 1992 года "Избранник" - и все равно на фестивале 2008 года в Венеции его "Дикое поле" шло в рамках молодежной программы "Горизонты". Оно получило почетное упоминание главного жюри, призы ФИПРЕССИ и Экуменического жюри на фестивале молодого кино Восточной Европы в Коттбусе.

Михаил Калатозишвили снял немного фильмов. Человек Грузии, он знал и ценил вкус каждого мгновения нашей недолгой жизни. И, как сам признавался, ждал сценария, который бы задел за живое. В интервью "РГ" рассказывал, что когда прочитал сценарий "Дикого поля", то понял, что умрет, если не снимет это кино. Сценарий принадлежал перу Петра Луцика и Алексея Саморядова - очень талантливых драматургов, тоже рано ушедших из жизни и тоже оставивших в искусстве свой незабываемый след.

Он снял этот сценарий. Он успел. И его фильм "Дикое поле" был признан академиками "Золотого орла" лучшей картиной 2008 года.

Да, он снимал мало - был по горло занят поддержкой новых молодых. Внук знаменитого Михаила Калатозова, он азартно отдавался продюсированию картин начинающих талантов. В 2000 году создал некоммерческий Фонд Михаила Калатозова, который помог многим сделать свои первые картины. И конечно, снял документальный фильм о своем деде - единственном российском режиссере, получившем в Канне "Золотую пальмовую ветвь" за бессмерт ную картину "Летят журавли". Картина Михаила Калатозишвили вышла на DVD во всем мире, но в России ее до сих пор мало кто видел.

Его "Дикое поле" в Венеции стало одной из главных сенсаций: фильмов такой художественной силы и столь волнующих по теме в нашем кино не появлялось со времен "Возвращения" Андрея Звягинцева. Герой ленты - врач. Действие происходит в некоем заброшенном пространстве, которое воспринималось метафорой всей современной России. Дом врача, он же амбулатория, он же операционная, стоит в пустоте, из этой пустоты приходят за помощью люди. Люди спившиеся, враждующие, обнищавшие и доведенные до крайности тоской и бессмысленностью: "Хоть бы война началась - все веселее!" Уже не действуют законы - как в пору смуты и безвластия. Последний представитель власти - милиционер, потный, измочаленный, растерянный. Последний человек, способный помочь, - врач Митя, выполняющий свой долг уже без инструментов и лекарств, которые кончились навсегда. Время одичания.

В образе врача-подвижника Михаил Калатозишвили реализовал свой главный постулат: люди рождены, чтобы помогать друг другу - в этом счастье. "Я пытался сделать кино про счастливого человека, - объяснил он мне в Венеции. - Наш доктор счастлив, потому что абсолютно точно понимает, зачем он там, в этой пустыне, что он делает, чем и кому помогает".

Думаю, это счастье помогать людям Михаил Калатозишвили реализовал сполна... Жизнь - несправедливая штука: легче всего она обрывается у людей с сердцем. Каждая такая смерть - потеря не просто хорошего, талантливого человека, но и мира, который он в себе нес и который только успел приоткрыть людям. "Дикое поле" ясно показало, как много могли ожидать от этого художника.

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Читайте также
Рамблер Новости
новости партнеров
новости партнеров

новости
партнеров
новости
партнеров
Наверх