07.10.2009 13:34
    Поделиться

    Одного из трех лауреатов Нобелевской премии по химии вычислили еще накануне

    Ада Йонат из Института Вейцмана (Израиль), а также двое ее коллег из Великобритании и США - Венкатраман Рамакришнан (Лаборатория молекулярной биологии в Кембридже) и Томас Стайц из Йельского университета - объявлены вчера лауреатами Нобелевской премии 2009 года по химии.

    Как следует из заявления Нобелевского комитета, таким образом отмечены их заслуги в исследовании структуры и функции рибосомы. "Они показали, - говорится в документе, - как на атомарном уровне работает рибосома - важнейший элемент живой клетки, отвечающий за выработку белков". Кроме того, ученые смогли создать трехмерные модели, показывающие, как различные антибиотики взаимодействуют с рибосомой. Открытый ими механизм уже взят на вооружение создателями новых антибиотиков, что "прямо помогает спасению жизни и уменьшению страданий человека", отмечается в заявлении.

    Имя одного из трех лауреатов, как теперь выясняется, было достоверно названо еще накануне. Этим лауреатом оказалась Ада Йонат, работающая в Институте Вейцмана в Израиле. Именно ее в компании с американцем Уильямом Мёрнером прочили в лауреаты нынешнего года. С Мёрнером произошла осечка - не прошел через отборочное сито высокого жюри, а вот с дамой карты легли как надо.

    Была ли это утечка информации из кулуаров Шведской академии или чей-то попавший в десятку прогноз, сейчас говорить рано. Но факт остается фактом - одного из трех лауреатов назвали публике за сутки до официальной церемонии оглашения. Строго говоря, такие предсказания делаются во множестве каждый год, но трудно припомнить, чтобы они сбывались.

    Вот и нынче научный отдел агентства Томсон Рейтер, строящий свои предположения на индексе цитирования, называл в качестве наиболее вероятного претендента на Нобеля-2009 по химии исследователя из Швейцарии Микаэля Гретцеля. Но, увы, ни он сам, ни названные в его честь фотоэлектрохимические ячейки солнечных батарей ожидаемого признания у магистров премии не получили.

    Поэтому и нам не стоит сокрушаться, что в самой первой номинации этого года - "медицина и физиология" - обошли вниманием советского ученого Алексея Оловникова и присудили премию троим американцам, которые по существу лишь экспериментально подтвердили его оригинальную гипотезу о механизме старения.

    Как следует из официального сообщения, нынешнюю премию (а это 10 миллионов шведских крон или около 1,42 миллиона долларов) трое лауреатов разделят в равных пропорциях. Вместе с денежным чеком лауреатам полагается золотая медаль с изображением Нобеля и диплом. К этому дню обнародованы решения комитета в трех главных "научных" номинациях. Сегодня в Стокгольме будет объявлено о решении комитета по литературе, а завтра, но уже в Осло, станет известен лауреат премии мира. Там же десятого октября назовут имя обладателя "Премии по экономике памяти Нобеля", учрежденной Банком Швеции в 1968 году.

    P.S.

    Среди 157 лауреатов Нобелевской премии по химии российский ученый один - это академик Николай Семенов, получивший награду в 1956 году. А вот англичанин Фредерик Сенгер, установивший строение молекул инсулина, - единственный, кто удостоен этой чести дважды - в 1958 и 1980 годах.

    Поделиться