02.10.2009 15:11
    Поделиться

    Беглянки из монастыря попросили заступничества у Патриарха и Президента

    История двух девушек-воспитанниц Свято-Боголюбского монастыря, которые сбежали из обители, потому что, по их словам, с ними там очень жестоко обращались, наделала много шума в СМИ. К расследованию этого инцидента уже подключилась правоохранительные органы и взяла под свой контроль Общественная палата.

    Глава комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы, адвокат Анатолий Кучерена написал письмо на имя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой провести совместное расследование ситуации в этом монастыре.

    Кучерена выразил удовлетворение оперативным созданием комиссии по проверке фактов "потенциально жестокого обращения с детьми и их насильственного удержания в одном из древнейших монастырей Русской Православной Церкви - Свято-Боголюбском монастыре Владимирской области". По мнению адвоката особенно ценно, что следствие ведется не только силами Русской Православной Церкви, но и правоохранительными органами.

    - И здесь очень важен принцип сотрудничества и согласия между сторонами, - подчеркнул адвокат в интервью корреспонденту Интерфакс. - Мы надеемся на понимание со стороны служителей Свято-Боголюбского монастыря в установлении истины. Мы также считаем, что пострадавшие дети нуждаются в обязательной психологической реабилитации.

    Одна из девочек, покинувших монастырь, Валя Петрова написала письмо Патриарху и Президенту, в котором рассказала о своем монастырском детстве.

    "В монастыре жить было трудно, наказывали очень строго, почти ни за что, - пишет она. -... Спокойно могут лишить еды на день или на три дня. Бьют ремнем с пряжкой до синяков... Летом мы работали на поле, а поле большое, 4 гектара. Работало нас немного, 20 человек, девочек. Работали с 6 утра до 8 вечера. Уставали очень сильно, нас постоянно подгоняли... Мне и еще одной девочке, Веронике Сариной, все надоело, и мы решили сбежать с монастыря..."

    Тогда, в 2007 году Валя первый раз сбежала из монастыря, но через 12 дней ее нашли и вернули обратно. В своем письме Валя пишет, что после этого случая у нее испортились отношения с воспитательницей, и жизнь ее стала еще труднее:

    "После этого воспитательница стала на меня злиться еще больше. Она стала про меня сочинять всякие разные сплетни. То, что я в храме ворую деньги, хожу в магазин, покупаю косметику и раздаю ее девочкам. Она насчет этого ходила к начальству, и они мне придумывали всякие наказания. Хотя все прекрасно знали, что я никаких денег не ворую, а за пределы монастыря не разрешают выходить даже взрослым. Еще она придумала то, что я целуюсь с мальчиками в монастыре (там даже не разрешают на них смотреть, за это ремнем наказывают). Этому начальство тоже поверило. Меня и еще одну девочку, Ксению Головченко, наказали очень сильно. Нас посадили в разные комнаты без удобств и практически без мебели на 12 суток без еды (на одних сухарях и воде). Эти комнаты были холодные, а общались мы через форточку, т.к. окна выходили на одну сторону. В это время мы ходили пешком за 3 км сдавать экзамены в новосельскую школу. Учителя в это время заниматься к нам не ходили. Из-за всего этого я сбежала второй раз с Кристиной Федоровой (девочка из нашей группы). Я туда возвращаться не хочу и видеть этих людей тоже не хочу, кроме родных сестер. Я хочу учиться в школе и получить образование. Хочу жить нормальной жизнью".

     

    комментарий

    Диакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии:

    - Архиепископ Владимирский и Суздальский Евгений, на мой взгляд, проявляет излишнюю толерантность по отношению к настоятелю монастыря Петру (Кучеру). То, что эта секта, которая ушла от основ христианства, очевидно. Достаточно сказать, что Петр Кучер был одним из участников чина народного покаяния в Мытищах. Некоторые грехи, в которых людям предлагали покаяться, звучали очень странно. Например, покаяться в том, что они участвовали в восстании декабристов. Но если уж обращаться к общенациональным проблемам России, то надо было бы упомянуть и убийства Павла I. И то, что церковь многие века была феодолом и владельцем крепостных душ, это тоже не очень красит церковную национальную историю.

    Сейчас важно не делать вид, что в этом монастыре все нормально. Нужно честно рассказывать в СМИ, что такие печальные случаи имеют место. И что вот такая псевдоблагочестивая православная деятельность ведется в наших монастырях.

    Мне кажется, то, что рассказывает девочка, может быть правдой. Потому что ее воспитатели - люди, которые сознательно не хотят жить в XXI веке, а предпочитают оставаться в средневековье, когда такие принципы педагогики считались продуктивными.

    Мне кажется, что Церковь, как любой живой организм не может быть идеально функционирующей системой, где-нибудь обязательно будут сбои. Церковь существует множество веков, и естественно, у нее есть свои болячки. Да, это наша болезнь, и в чем-то - наша общая вина. Но при этом надо квалифицировать ее именно как болезнь. А не как особую духовность

     

    Поделиться