24.09.2009 23:30
    Поделиться

    АвтоВАЗ решился на увольнение каждого четвертого работника

    Вчера АвтоВАЗ распространил официальную информацию о том, что в рамках реализации антикризисной программы руководство завода и профсоюз договорились о сокращении 27,6 тысячи человек из 102 тысяч работающих в настоящее время.

    Ранее все разговоры о массовых сокращениях категорически отвергались.

    "Руководство АвтоВАЗа сумело значительно снизить первоначально обсуждавшуюся цифру высвобождаемого персонала в количестве 36 тысяч человек, - отмечается в сообщении завода. - Из тех, кого все же предполагается сократить, порядка 13 тысяч - пенсионеры, 5,5 тыс. - работники предпенсионного возраста В число сокращаемых войдут и те пять тысяч управленцев, приказ по которым был издан 14 сентября 2009 года".

    Сроки сокращения оставшихся 22,6 тыс. человек, по словам начальника пресс-центра автозавода Александра Шмыгова, пока не определены. "Все будет зависеть от работы предприятия, скорее всего сокращение продлится до середины 2010 года", - предположил Шмыгов. По словам министра промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислава Капустина, уволенных вазовцев предполагается занимать, в том числе на строительстве особой экономической зоны (ОЭЗ) в Тольятти, проект которой сейчас рассматривается в правительстве РФ. На автозаводе, в свою очередь, подчеркивают, что к началу 2012 года потребуется дополнительно порядка шести тысяч человек для работы на новой линии АвтоВАЗа и Renault.

    Между тем вазовские рабочие пенсионного возраста начали увольняться самостоятельно, не дожидаясь официальных уведомлений о сокращении. Более того, на заводе даже существуют списки очередности на увольнения. Эту информацию подтвердил Александр Шмыгов. Шмыгов объясняет массовое желание людей покинуть завод тем, что в сентябре и октябре уволившимся будут выплачены все деньги, предусмотренные корпоративной пенсионной программой. Он не исключает, что уволившимся в ноябре выплаты к пенсии производиться не будут. "Финансовое положение завода сложное, и никто не гарантирует действие программы в дальнейшем", - отметил он.

    Вчера в эфире телеканала "ВАЗ-ТВ" президент компании Игорь Комаров заявил, что "завод находится в очень тяжелом финансовом положении, убытки могут составить около 35 млрд рублей за 2009 год". При такой ситуации, по его словам, возникает вопрос о будущем продолжении деятельности завода. При этом Комаров уточнил, что "наша основная цель и задача - не допустить банкротства и последующей распродажи завода по частям", передает "Интерфакс".

    комментарии

    Борис Полянин,  заместитель руководителя профсоюза АвтоВАЗа:

    - В минувшую среду, действительно, была встреча профсоюза с руководством АвтоВАЗа, но вопросы оптимизации численности завода не обсуждались. Мы согласовывали только отмену приказа N 310 о 20-часовой рабочей неделе. Приказ о сокращении около 5 тысяч человек и возможность сокращения всего 27,6 тысячи человек на встрече даже не обсуждались.

    Сергей Целиков, руководитель аналитического агентства "Автостат":

    - Сокращение персонала - это объективная реальность в текущей ситуации. Но остается открытым главный вопрос: а что дальше? Можно досокращаться до того, что останутся только отвечающие за канализацию - чтоб город не затопило.

    Абсолютно не просматривается будущее завода. Если предприятие хотят превратить в маленький заводик, это одна история. Если хотят развивать - совсем другая. Может, эти планы и разрабатываются в каких-то секретных лабораториях, но о них никто не знает. Планы предприятия должны быть доступны, понимаемы. Тогда не будет того напряжения среди работников, которое есть сейчас.

    Александр Шершуков, ответственный секретарь ФНПР:

    - Пока у нас нет официальной информации по поводу предстоящих сокращений. В любом случае массовое увольнение работников должно быть экономически обоснованно и согласовано с профсоюзом автотранспортников, который, кстати, эту обоснованность должен проверить. И если такое решение неизбежно, сокращения должны быть проведены по всем правилам, прописанным в Трудовом кодексе. Мы предполагаем, что ситуация на АвтоВАЗе неоднозначная. И если отраслевой профсоюз сам не справится с решением проблем трудового коллектива и не сможет в полной мере отстоять их права, ФНПР готова подключиться к работе и начать решать вопросы на федеральном уровне, привлекая к ним внимание правительства и президента.

    Иван Шкловец, замруководителя Роструда:

    - На сегодняшний день у нас есть уведомление от руководства АвтоВАЗа о предстоящих сокращениях 8225 человек, и о том, что 89 тысяч работников переведены на режим неполного рабочего времени.

    Готова ли служба занятости принять такое, а то и большее количество потенциальных безработных? Готова, и в ее антикризисных программах это отражено. Таким образом, если люди обратятся в службу занятости, получат весь спектр услуг: пособие по безработице, помощь в поиске нового места, возможность пройти переобучение, потрудиться на временных работах, открыть свое дело, переехать в другую местность.

    Всего в Самарской области сейчас более 28 тысяч вакансий. Рассматриваются варианты трудоустройства специалистов на других предприятиях машиностроения, но, учитывая низкую мобильность россиян, вероятность того, что люди согласятся поехать в другой регион, невелика. Не исключено, что часть рабочих мест, предполагаемых к сокращению, будет все-таки сохранена или в дальнейшем восстановлена. Если в регионе возникнет угроза большой социальной напряженности, и люди, потерявшие работу, не смогут найти себе применение, есть вероятность, что федеральные и региональные власти выделят автозаводу средства на сохранение рабочих мест.

    Поделиться