23.09.2009 23:25
    Поделиться

    Олег Смолин: Если чиновники почувствуют себя инвалидами, это существенно поменяет управленческий климат в стране

    Государство раньше считало, что лучше о проблеме инвалидов не говорить

    Качество жизни людей с ограниченными возможностями в нашей стране не выдерживает никакой критики.

    Почему Россия оказалась страной не для инвалидов? Почему социальной защищенностью и правами этих людей государство занимается по остаточному принципу? Что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию?

    Свое мнение по этой теме высказали председатель МГД, председатель Попечительcкого совета региональной благотворительной общественной организации "Московского конноспортивного клуба инвалидов" Владимир Платонов и заместитель председателя Комитета ГД по образованию, вице-президент Всероссийского общества слепых, первый вице-президент Паралимпийского комитета России Олег Смолин.

    Российская газета: Проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья - это проблемы этих людей, государства или общества в целом?

    Владимир Платонов: Это проблема общества в целом. Но стала она исключительно проблемой инвалидов, потому что государство до определенного времени считало, что лучше об этой проблеме не говорить.

    Олег Смолин: Убежден, что это проблемы и общества, и государства, и самих инвалидов. Общества, потому что общественное мнение и общественное настроение прямо сказываются на действиях власти, а стало быть, самих инвалидов. Я с грустью ознакомился с результатами одного опроса, по которому оказалось, что инвалиды - третья после лиц определенных национальностей категория людей, которых не принимает общество. Государства, потому что в Российской Федерации недопустимо малая часть государственных средств выделяется на социальную поддержку инвалидов. Например, мне неизвестно о дополнительных ресурсах, выделенных на поддержку инвалидов в условиях кризиса. И наконец, это проблема самих людей с инвалидностью, поскольку от их собственной активности зависит отношение к ним окружающих. Когда в других развитых странах государство пытается оказать минимальное давление на людей с инвалидностью, они немедленно устраивают массовые акции. Мы же 5 лет терпели зурабовскую реформу со всеми ее безобразиями, когда десятки тысяч инвалидов оказались без какой-либо поддержки. К сожалению, в России инвалиды оказались в ситуации, когда спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

    РГ: Чего в большей степени не хватает людям с ограниченными возможностями в нашей стране - денег или внимания окружающих?

    Платонов: Всего в совокупности. Если искусственно созданные границы вокруг инвалидов будут разрушены, то и внимания будет больше.

    Деньги тоже очень нужны. Надо менять облик наших городов, приспосабливать транспорт, здания, улицы для таких людей.

    Смолин: Думаю, чаще все-таки денег. Средняя пенсия по инвалидности за последние 20 лет сократилась как минимум вдвое. Потому что за последние 20 лет из-за сокращения налоговых льгот и упразднения системы госзаказа количество инвалидов, работающих на специальных предприятиях, например, Всероссийского общества слепых, сократилось с 52 до 13 тысяч человек. Проблема социальных гарантий - это проблема государственной политики.

    РГ: Что нужно сделать прежде всего в законодательном плане, чтобы переломить ситуацию радикально? Как поменять ментальность людей?

    Платонов: Долгие годы инвалиды жили как в резервации, совершенно отдельно от других людей. Они не могли попасть в общество. Нынешний год, проходящий под знаком внимания к нуждам инвалидов, привлекает к их проблемам пристальное внимание всего общества.

    В столичном парламенте уже приняты законы "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Москвы" и "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов". Согласно поправкам в закон "О квотировании рабочих мест" работодатели должны идти навстречу неопытным специалистам и людям с ограниченными возможностями и выделять рабочие места. По столичному закону любое предприятие со штатом более 100 человек обязано предоставить по 2% мест инвалидам и молодежи.

    Сегодня в столице ни один объект не может быть принят в эксплуатацию, если он не приспособлен для инвалидов. Стараемся и старые здания переоборудовать. Есть в городе и специальный транспорт, оборудованный всем необходимым для таких людей. Строятся пандусы в подземных переходах и в метро.

    А ментальность, думаю, надо менять, в первую очередь информируя людей.

    Мы меняем законодательство, меняются условия жизни, люди и ментальность общества.

    Смолин: Законодательными средствами ментальность меняется очень плохо. Есть только один способ поменять ментальность - воздействовать на душевное состояние людей. Здесь колоссальные возможности у СМИ. Существуют отдельные программы, которые освещают жизнь, работу, достижения и проблемы людей с инвалидностью. Но их очень мало. Например, участие российской сборной в Олимпийских играх освещалось по телевидению по несколько часов в день, а участие российской паралимпийской сборной - по несколько минут в день. А между прочим, на зимних Паралимпийских играх в Турине в 2006 году мы были впереди планеты всей и набрали столько золотых медалей, сколько занявшие второе и четвертое места сборные Германии и Франции вместе взятые.

    Конечно, нужно ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов. После этого появится возможность менять законодательство в нужном направлении. Следует увеличить бюджетные средства на поддержку людей с ограниченными возможностями здоровья минимум в 2 раза. Необходимо полностью восстановить налоговые льготы для предприятий, использующих труд инвалидов. Еще будучи президентом, Владимир Путин говорил: "Бюджет не должен формироваться за счет инвалидов". С тех пор выплаты по налогам некоторых предприятий выросли в 10 раз. Нужно принимать поправки в закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, который оказался испорчен в 2004 году зурабовской реформой. Право инвалидов на лекарства должно гарантироваться независимо от социального пакета. Нужно как можно быстрее принимать третью версию закона об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья. Президент поручил рассмотреть этот вопрос министерству образования и науки, но ждать этого минимум два года. А инвалиды ждать не могут. Необходимо, чтобы наши чиновники, как во всей Европе, хотя бы в международную декаду инвалидов почувствовали себя инвалидами. Одних посадить на коляску, других поставить в положение лишенных слуха. Чтобы чиновники, хотя бы в течение одного дня, оказались в положении человека с ограниченными возможностями здоровья и почувствовали его проблемы на себе. Убежден, это существенно поменяет управленческий климат в стране.

    Поделиться