17.09.2009 14:09
    Поделиться

    Крупнейший в мире торговец нефтью сознательно травил людей отходами

    Транснациональная компания "Трафигура" предложит многомиллионную компенсацию 31 тысяче жителей Кот-Д'Ивуара.

    В 2006 году зафрахтованное компанией судно "Пробо Коала" выгрузило в этой африканской стране высокотоксичные отходы. Ядовитые пары убили 16 человек, десятки тысяч людей пострадали. В 2007 году "Трафигура" во внесудебном порядке уже выплатила правительству Кот-Д'Ивуара 198 тысяч долларов, чтобы избежать уголовного преследования. Деньги предназначались родственникам жертв и для ликвидации ядовитого мусора.

    В среду "Трафигура" и британская юридическая фирма, представляющая истцов, выступили с совместным заявлением о том, что близки к соглашению, "которое удовлетворит большинство, если не всех, истцов". Сумма сделки не разглашается, но речь идет о десятках миллионов долларов.

    "Трафигура" упорно отрицала наличие каких-либо нарушений со своей стороны. Однако британским СМИ удалось получить доступ к внутренней переписке сотрудников компании. Началось все с того, что у руководства "Трафигуры" появилась возможность закупить на мексиканском нефтеперегонном заводе, принадлежащем государственной компании "Пемекс", отходы переработки, грязный бензин. Причем по бросовой цене. "Это почти даром и сулит солидную прибыль", - писал один сотрудник другому. Зафрахтовали судно, загрузились и двинулись в Европу. Где-то около Гибралтара притормозили, чтобы довести груз до ума: залили в него тонны едкого натра и катализатора. Это известный метод "каустической очистки" - радикальный, очень дешевый и оставляющий настолько вредоносные и опасные отходы, что он запрещен почти повсеместно в мире. В танках "Пробо Коала" остались 528 тысяч литров едкого натра и серы, и надо было как-то от них избавиться. Ткнулись наудачу в Амстердам, но, только начали разгружаться, пошла такая вонь, что были вызваны аварийные службы. Взяли образцы, проверили и заставили грузить обратно, потому что хранение их со всеми мерами безопасности обошлось бы в сотни тысяч евро.

    Внутренняя переписка "трафигуровцев" оживилась, надо было избавляться от опасного груза. Наконец, подключился и сам президент компании Клод Дофин, который предложил своей команде "быть креативной". После этого решение нашлось в лице некоего Соломона Угбурогбу, бизнесмена из Кот-Д'Ивуара. Не имея никаких специальных хранилищ, но имея хорошие связи с коррумпированными чиновниками, он вывез и вылил отходы на 15 открытых свалок в крупнейшем городе страны Абиджане.

    Угбурогбу отбывает теперь за это дело 20-летний тюремный срок, а "Трафигура" всячески старается сохранить репутацию. Юристы компании требовали опровержений и грозили судом телерадиокомпании Би-Би-Си, британским газетам "Гардиан" и "Таймс": дескать, вырванные из контекста и-мэйлы неправильно истолковываются и порочат доброе имя нефтетрейдера. В августе, по данным газеты "Волькскрант", "трафигуровцы" пытались даже судиться с правительством Нидерландов, чтобы заставить его держать в секрете документ с описанием отходов, находившихся в танках "Пробо Коала". Не оспаривая самого документа, компания заявляла, что его обнародование нанесет ее имиджу "непоправимый ущерб".

    "Трафигура" считается третьим крупнейшим частным нефтетрейдером в мире, в десятках стран на нее работают без малого две тысячи человек. Газета "Гардиан" пишет, что в прошлом году она получила прибыль в 440 миллионов долларов, а двести ее самых успешных трейдеров получили бонусы по миллиону долларов.
     

    Поделиться