16.09.2009 23:05
    Поделиться

    Борис Альтшулер: Как защитить детские права от взрослых амбиций?

    Как защитить детские права от взрослых амбиций

    В интервью только что назначенного Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Алексея Голованя "Российской газете" поднимается очень важный вопрос о праве ребенка на отца и на мать при разводе родителей ("Дети: отнять и разделить" - "РГ" N 167 от 08.09.2009 г.).

    Вот и в нашу правозащитную организацию регулярно поступают жалобы, в основном разведенных отцов, на невозможность общения с собственным сыном или дочерью. И это - лишь самая макушка айсберга невидимых миру драм, которых происходит многие тысячи. Главные их жертвы - даже не один из родителей, "уволенный" из процесса воспитания, а дети.

    Да, в последнее время внимание общественности привлекли "детские" конфликты, возникшие при международных браках-разводах. Комментируя эти скандальные истории, эксперты уже говорили, что корень проблемы в отсутствии у России международных правовых актов, регулирующих отношения разведенных супругов с их детьми. Но давайте сначала разберемся с тем, что в этом плане творится у нас дома.

    Здесь отечественное законодательство существенно отстает от национальных законов других стран. Развод родителей и тем более дележ ими детей - это почти всегда тяжелый стресс для психики ребенка. Но наши законы фактически не предлагают и не устанавливают необходимые механизмы, которые свели бы к минимуму эту травму и максимально обеспечили соблюдение прав и интересов ребенка при решении вопроса, с кем из родителей он останется и как сможет общаться с другим, "ушедшим". Все это, как правило, оставляется на усмотрение самих родителей - людей, травмированных взаимными личными обидами и крахом супружеских отношений. Даже и в тех случаях, когда дело доходит до суда.

    Статья 66 Семейного кодекса РФ гласит: "Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка... Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом...". На практике все это плохо реализуемо - и судиться людям трудно, и решения суда, когда такое случается, не исполняются, поскольку, опять-таки, нет законных механизмов их реализации, не предусмотрена ответственность за их неисполнение. В реальной жизни такой правовой вакуум приводит к множеству драм и даже трагедий. Приводит к тому, что при разводе родителей ребенок почти всегда теряет либо отца, либо мать. Чаще - отца. Такая ситуация вступает в прямое противоречие с тем же Семейным кодексом, статьи 54, 55, 61 которого провозглашают право обоих родителей на общение с ребенком и участие в его воспитании и право ребенка на воспитание своими родителями. И - с 38-й статьей Конституции РФ о равенстве прав и обязанностей родителей.

    Что же неправильно и что надо менять? Например, неправильно, что регламентация послебрачных отношений родителей с их детьми вообще не заявлена в Семейном кодексе РФ как одна из задач семейного законодательства. Неправильно, что статья 24 СК РФ "Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака" ограничивается только вопросом определения, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода, и определения вопросов материального характера. Здесь насущно необходимо, следуя мировой практике, включить в этот перечень пункт об обязательном определении судом порядка общения родителей с ребенком после развода. И законодательно предусмотреть ответственность за нарушение этого порядка, установленного судом, - так, как это сделано во всех цивилизованных странах.

    Досье "РГ"

    Количество разводов в России растет, выводя нас в этой общемировой тенденции на первые позиции. Так, по данным Нью-Йоркского института семьи и брака, на 10 браков в Германии приходится 3 развода, в США - 5, в России же - 6. Это, естественно, без учета распавшихся гражданских браков. По данным Федеральной службы государственной статистики, только в 2008 г. в стране было заключено 1 млн 179 007 браков, а разводов зарегистрировано 703 412. Следствием этой безрадостной статистики становится другая, еще более мрачная: количество детей, ежегодно остающихся без одного из родителей по причине их развода, по разным упоминаемым в СМИ данным (в нашей официальной статистической службе этот важный социально-экономический показатель несколько лет назад "изъят из обращения"), - от 500 тыс. до 1 миллиона. Более 10 млн российских детей уже живут в неполных семьях.

    Поделиться