16.09.2009 15:29
    Поделиться

    Центру экстренной психологической помощи МЧС России - 10 лет

    Психологи МЧС за десять лет приняли участие  в ликвидации последствий более 45 крупных чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Они оказали посильную  помощь  почти 80 тысячам пострадавших и родственникам погибших.

    Одновременно со спасателями около пострадавших появлялись психологи  МЧС после обрушения  Басманного рынка в Москве, авиакатастроф, участвовали в операции  по эвакуации  семей россиян и граждан СНГ из Палестины, оказывали помощь российским туристам, попавшим в автоаварии в Израиле, Египте и Вьетнаме. Психологи МЧС работали на шахте "Ульяновская" в Кемеровской  области, помогали жителям Невельска, где произошло сильнейшее землетрясение. Огромную работу проводят и за рубежом. Так,  в китайской провинции  Сычуань сотрудники психологической помощи МЧС помогли справиться местным жителям с тяжелейшими последствиями землетрясения. Многим запомнились прошлогодние кадры из Южной Осетии, где психологи МЧС помогали местным жителям придти в себя после последствий военных действий со стороны Грузии.

    Много горя видят сотрудники центра экстренной психологической помощи МЧС.  Как удается выдерживать такие тяжкие нагрузки, кто работает у вас, спросили мы у руководителя Центра Юлии Шойгу.

    - В основном у нас работают женщины, наверное, это особенность и профессии психолога.  Не каждого берем на работу, Помимо  профессиональных критериев отбора: высшего психологического образования, определенных умений и навыков, очень важны личностные качества. Это активная жизненная позиция, когда человек не может быть равнодушен к чужому несчастью. Для работы  у нас необходима и определенная жизненная зрелость, ведь психологи-спасатели, как правило, сталкиваются с такими тяжелейшими переживаниями, как  утрата родных людей. Часто сталкиваемся с  попытками суицида. Мы работаем в ситуациях,  когда жизнь людей переломилась пополам и вряд ли станет такой как раньше. Помочь страдающему человеку надо уметь. Конечно, у самого специалиста должен быть  высокий уровень стрессоустойчивости,  умение  в нужный момент принять ответственное решение. Огромная работоспособность и внутренняя потребность помогать тем, кто попал в беду - отличительные качества психологов Центра.

    Первой ЧС  и настоящим испытанием десять лет назад для Юлии Шойгу и Центра экстренной психологической помощи стал взрыв домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе. Именно тогда и пришло понимание, как в жизни все может быть зыбко. Как страшно может закончиться жизнь. О последней ЧС, на Саяно-Шушенской ГЭС, Юлия Сергеевна рассказала следующее:

    - Было сложно. Хотя легкой работы у нас и не бывает. Поселок Черемушки, в котором проживали семьи погибших, очень небольшой. Поэтому те, у кого не погибли близкие и родственники, все равно потеряли друзей, сослуживцев. Горе было всеобщим. Судьба каждого жителя поселка, так или иначе, связана в Саяно-Шушенской ГЭС. Многие строили эту станцию, проработали на ней десятки лет. Трагедию с ГЭС они восприняли как личную потерю. Кроме того, работники станции верили в ее надежность. В августе они потеряли чувство гарантированной безопасности. Кроме того, довольно долго многие не знали о судьбе своих близких. Надеялись, и теряли надежду. Эта ситуация неизвестности - стала для многих самым большим испытанием. Операция на Саяно-Шушенской ГЭС была крупной операцией для МЧС. Спасателям пришлось находить способы взаимодействия в тяжелейшей и ответственной ситуации.  Они все работали на износ. Напряжение было чудовищным. Нашим психологам  пришлось помогать не только близким погибших людей, но  и спасателям.

    Получить реальную психологическую помощь высококлассных специалистов   можно и не очевидцам страшных катастроф. С января 2006 года в Центре в круглосуточном режиме работает "Горячая линия", сотрудники которой оказывают экстренную психологическую помощь и  проводят информационно-разъяснительную работу во время чрезвычайных  ситуаций. В месяц за психологической помощью на телефон "Горячей линии"  поступает более 800 обращений, проводится около 50 очных консультаций.

    С января нынешнего года на базе портала МЧС начала работать Интернет-служба экстренной психологической помощи населению России, которая  позволяет реализовать новые технологии оказания экстренной психологической  помощи, в особенности помогать  молодежи, являющейся наиболее активными Интернет-пользователями. В режиме  интерактивного консультирования психологическая помощь может быть  незамедлительно оказана людям, находящимся в кризисной ситуации.

    Психологи МЧС  помогли развить  студенческое волонтерское движение. Волонтеры привлекаются для работы на "Горячей линии" во время  крупных чрезвычайных ситуаций, для участия в учениях по гражданской  обороне и чрезвычайным ситуациям, а также проведению занятий со школьниками в рамках программы "Школа безопасности".

    В  ближайших планах психологической службы МЧС России создание филиалов Центра в региональных центрах МЧС России. Так, 4 сентября нынешнего года в  Санкт-Петербург состоялось торжественное открытие Северо-Западного филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Основные задачи филиала - экстренная психологическая помощь пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и психологическое сопровождение деятельности подразделений МЧС России. В филиале круглосуточно работает телефон "Горячей линии".

    Психологи филиалов не сидят без дела. Они  ежедневно выезжают по городу и области на пожары, крупные ДТП, попытки суицида и другие ЧС.

    Если вам плохо и нужно услышать слова поддержки, смело набирайте номер:  В Москве 8(495)6263707, в Санкт-Петербурге 8(812)7182516 и вам обязательно помогут!
     

    Поделиться