16.09.2009 17:19
    Поделиться

    На экраны выходит "Луна 2112" - дебютная работа режиссера Данкана Джонса

    Сто с небольшим лет тому вперед; полеты на Луну превратились из выдающихся прогулок в нормальную рутину. Здесь, на космической станции живет и в одиночку тянет лямку вахты оператор машины, добывающей из лунной поверхности гелий - на Земле что-то случилось с нефтью, она утратила свое стратегическое значение, и единственным выходом из энергетического кризиса стала добыча нового топлива на Луне. Мы попадаем на станцию за две недели до отлета главного героя домой по окончании его контракта. За это время он успевает найти в другой такой же машине полумертвое тело космошахтера, как две капли воды похожего на себя, задать роботу-ассистенту несколько неудобных вопросов по этому поводу, хорошенько задуматься о своей природе и начать действовать в соответствии с этими выводами.

    Эта картина снята Данканом Джонсом, державшим камеру на нескольких фильмах Тони Скотта, а также зарекомендовавшим себя опытным и смелым режиссером-рекламщиком. Она фактически стала бенефисом замечательного молодого актера Сэма Рокуэлла; все главные роли здесь играет только он. Не только сюжет, но и эстетика фильма передают огромный привет "Крикунам", "Вспомнить все" и другим шедеврам sci-fi и киберпанка, снятым по произведениям Уильяма Гибсона и Филиппа Дика. Но приветом дело и ограничивается - аккуратные аллюзии не мешают фабуле развиваться своей дорогой: перед нами не столько типичная для антиутопической фантастики история борьбы с монструозными корпорациями (хотя и это тоже), сколько драма осознания собственной природы. И лунный пейзаж лишь служит фоном - просто более выгодным, чем современный Нью-Йорк или даже Бомбей. И при любовном соблюдении канонов скай-фай "Луна", однако, довольно быстро выпрыгивает из штанишек жанрового кино и делает заявку на авторское высказывание. И на еще одну аллюзию: с "Обратной стороной Луны", фильмом и спектаклем канадского неосентименталиста Робера Лепажа.

    Исполнителю главной (и, как мы упоминали, почти единственной роли) везет на дебюты. Тех, кто помнит актера Сэма Рокуэлла по другому впечатляющему первому опыту - "Признаниям опасного человека" Джорджа Клуни, ждет немало впечатлений. В той картине дару Рокуэлла немало помогали разнообразные стены, сюжетные обстоятельства, разнообразные натуры - от Западного Берлина до американской глубинки. В "Луне" Рокуэлл заставляет зрителя забыть про время и два часа сидеть с открытым ртом, практически не выходя из декораций космической станции.

    Впрочем, заслуга режиссера здесь тоже явно немалая - и опыт нашего дебютанта в сфере визуального тут явно играет не меньшую роль, чем хорошая наследственность. Дело в том, что (и рецензенты обращают на это, кажется, гораздо больше внимания, чем следовало бы) Данкан Джонс - родной сын великого рок-музыканта Дэвида Боуи. И если уж говорить о преемственности, то лишь по отношению к выдуманному Боуи персонажу Зигги Стардасту и "космической" серии песен - от мифологической Space Oddity до Hallo Spaceboy (своеобразному реквиему, пропетому музыкантом романтической утопии освоения космоса в ХХ веке). Хотя если уж говорить о песнях, то "Луна" - скорее экранизация "Rocket Man", песни Элтона Джона  о грустном космонавте: "Я так скучаю по земле и по жене. Что это за работа, что это за жизнь - здесь, что ли, можно растить детей"?...

    Поделиться