08.09.2009 23:11
    Поделиться

    Психолог Ольга Маховская: Брак с иностранцем обычно заканчивается разводом

    Вот еще двое взрослых и, к сожалению, публичных людей начинают делить ребенка. Значит, вся страна будет в увеличительное стекло телекамер рассматривать страдания детской души, которых не избежать, когда ссорятся самые близкие. В понедельник в Грозненском районном суде начался судебный процесс по заявлению бывшего гражданского мужа певицы Кристины Орбакайте бизнесмена Руслана Байсарова об определении места жительства их сына 11-летнего Дени Байсарова. Отец мальчика не раз подчеркивал, что не хочет, чтобы его сын при живом отце ездил в Америку и оставался без отцовского воспитания.

    Еще один пример того, как трудно бывает родителям, выросшим в разных культурных средах, хотя, подчеркнем особо, и гражданам одной страны, договориться о воспитании ребенка. К тому же дело осложняется еще и тем, что новый муж Кристины - гражданин США, и ходят упорные слухи о том, что супруг попросил ее переехать. Байсаров, видимо, опасается, что певица увезет ребенка за границу навсегда. Перспектива оказаться с собственным дитятей по разные стороны государственной границы - хорошее топливо в огонь очень длинных семейных разборок. И смешанные браки хотя и благоприятны с точки зрения генетиков, но весьма сложны с точки зрения психологов и юристов - культурный код супруга разгадать под силу не всякому.

    Муж привозной, послушный, чадолюбивый

    Брачная мода, по мнению социального психолога Ольги Маховской, которая несколько лет изучала проблемы адаптации российских женщин за рубежом, меняется каждый сезон:

    - Практически раз в год мы видим смену тенденций по количеству заключаемых с иностранцами браков внутри страны, - говорит исследовательница, приоткрывая газете свое досье. - И в последние годы импортных мужиков в основном привозили в Россию, а не выезжали на место жительства к ним. Среди привозных мужей лидируют мусульманские, начиная с азербайджанцев и заканчивая сирийцами и турками. В таких браках есть серьезные плюсы. Мужчины осознанно хотят жить у нас, а женщинам, в свою очередь, не нужно адаптироваться в незнакомой среде. К тому же чаще всего невесты обладают неплохим социальным статусом - иначе их не выбрали бы. Фактически они играют мужскую роль, зато приобретают довольно послушных супругов. К тому же дети получают отечественное образование и больше привилегий, нежели если бы они жили на родине мужа. Но браки эти, конечно, не беспроблемные. Трудности появляются через два-три года, иногда через пять-шесть лет. Второе место среди "привозных" занимают китайцы. Союзы с ними иногда очень удачны, потому что эти мужчины мало пьют, много работают и хотят детей. Многодетность поощряется правительством Китая, если его граждане живут за пределами страны.

    Впрочем, это лишь типичная канва развития таких брачных сюжетов. Бывают и исключения под обобщающим названием "Беременная мгимошница". Вот одна из последних клиентских анонимных историй Ольги Маховской:

    - Она окончила МГИМО. Поехала в Турцию отдыхать и встретила его на морской прогулке. Красавец работал в курортном бизнесе. Девушка забеременела и вернулась в Россию с намерением родить. Ждала любимого. И он таки приехал. Но на разведку. Не мог очень долго устроиться на работу, поэтому вернулся домой. А через какое-то время признался, что у него еще две таких же неоформленных жены: в Германии и США. И он ждет от всех троих какого-то интересного предложения: кто сделает более выгодное, туда он и поедет. Эта история длится уже лет пять. Сейчас жених все же склонился к четвертому варианту - у него есть голландская подруга. Но контакты с предыдущими он не прерывает и время от времени наведывается к своим любимым.

    Неожиданность этой истории лично для меня состоит в том, что "попалась" не мадам за сорок, судорожно пытающаяся поймать за хвост птицу своего женского счастья, а юная блестящая красотка с дипломом элитного вуза и неплохими матримониальными перспективами.

    Синдром "Беленькая-Андре"

    Что же касается "блондинов", то есть женихов из стран Европы и Северной Америки, то они боятся шумных и жестких бракоразводных процессов. Уходят годы и огромные деньги на адвокатов. Потом алименты, переезды из страны в страну - сомнительное удовольствие.

    Впрочем, как свидетельствуют интернет-сайты знакомств, все же среди иностранцев пока есть такие, кто по инерции 90-х годов хотел бы найти невесту в России. Однако этот рынок "живого товара" под названием "невеста" ничуть не менее циничен и прагматичен, чем обыкновенный базар, где покупают помидоры или персики: товар скоропортящийся, поэтому нужны уловки, чтобы "втюхать" его поскорее. Жену оценивают по внешности, образованию и, как ни странно, местожительству.

    - Заметны тенденции спроса: москвички, петербурженки или жительницы других больших городов, как женщины с амбицией, не интересны, - делится своими наблюдениями Маховская. - Европейский муж предпочитает, чтобы дома была домохозяйка. Хотим мы этого или не хотим, но идеал такой.

    Мало того, есть и некий образовательный ценз "в обратную сторону": чем менее образованна, тем лучше. Больше ценится не количество проштудированных томов Фейербаха, а готовность женщины подчиняться. Но и наших "соискательниц" голыми руками не возьмешь: они стали умнее и не выпячивают свой статус и образование. Это рыночная игра: кто кого уговорит. И торг, в котором обман естественен. Почти все варианты, предлагаемые по Интернету, - суррогатные истории. Мотив любви и заботы там присутствует очень редко.

    Мифы, в которые верят "русские невесты"

    Что же такое мы себе напридумывали о браках с продавцами ковбойских штанов? Первое, по мнению психологов, заблуждение, что "хорошо там, где нас нет". Это типичная российская ментальная ловушка. Другое заблуждение: чтобы быть счастливыми, достаточно нашего сильного желания. Мы надеемся, что, если мы родим ребенка, отношения с мужем улучшатся. А как правило, наоборот. Иногда нам кажется, что скандалом можно добиться от тихого иностранного мужа чего угодно. Самообман. Миф о том, что россиянка эксклюзивна, по ее мнению, формируется конкурсами красоты. Эта индустрия стимулирует интерес к такому браку и со стороны жениха, и со стороны невесты. И разочарование наступает обоюдное. Еще один миф: как только девушка пересечет госграницу и обживется в каком-нибудь импортном городишке, уровень ее жизни резко повысится.

    Буквально на днях одна из участниц Пушкинского конкурса, организованного "Российской газетой", вышедшая замуж за немца, поделилась своим первоначальным удивлением тому, как ее муж расставляет приоритеты. Когда под Рождество к ним позвонили его ближайшие студенческие друзья и сообщили, что они проездом в Гамбурге, супруг отказался с ними встретиться. Объяснил: у него с женой запланирован поход по магазинам. Друзья нисколько не удивились и не обиделись. Такова сила священной для каждого немца фразы: "У меня нет времени". Русскому человеку сразу это понять очень сложно.

    - Подруги не желательны, родственники могут восприниматься в штыки, русские жены этому находят объяснение в несоциабельности мужа. А это лишь другие стандарты, - комментирует такую ситуацию Маховская.

    На западе потерпит крах и наша надежда на то, что родственники мужа подкинут деньжат, а свекровь посидит с ребенком.

    Впрочем, есть мифы, в которые верят и иностранные женихи.

    Например, они рассчитывают на благодарность женщины, которую вытащили из "неблагополучной среды". И эту благодарность наши дамы поначалу действительно демонстрируют, но приходит время, и, оглядевшись, они начинают сравнивать своего мужа с другими, пилить его и учить, и отношения портятся. Муж к этому не готов, он хоть и тихий, но не подкаблучник.

    По ментальности, считает психолог, нашим женщинам все же больше подходят мусульмане. Доминант ная роль мужчины и скрытые позиции: одно говорить, а другое делать - все это нами, как ни странно, воспринимается положительно. Опять же "широта" на этапе ухаживания: подарки, отношение к женщине как к "усладе" и обещание полного содержания. Для уставшей женщины - это аргумент.

    комментарий

    Анатолий Кучерена, адвокат Ирины Беленькой:

    - Сейчас мы с Ириной Беленькой добиваемся того, чтобы у нее были равные с французским отцом ее дочери возможности в осуществлении родительских прав. Идем цивилизованным путем, но видим, что Андре делает все, чтобы не давать ей общаться с Элизой.

    Советовать не связываться с иностранцами я не буду. Потому что к любому браку, обычному или интернациональному, отношусь положительно. Вопрос в том, что "брачующиеся", как правило, не думают о тех проблемах, которые могут возникнуть в семье. И это приводит к ситуации, когда несчастный ребенок с полными слез глазами смотрит на своих взрослых и не понимает, что происходит между мамой и папой. Чтобы понимать будущие опасности, нужно изучить особенности закона тех стран, где собираешься жить. Но я не обольщаюсь, что если человек будет ознакомлен с законодательством, в будущем у него не будет проблем. Опыт моих последних дел показывает, что в разводе главную роль играют амбиции людей: редко кто думает о том, что ребенку нужны мать и отец в равной степени. Часто маленький человек становится разменной монетой. И это самое ужасное.

    В ситуации с Кристиной Орбакайте и Байсаровым никакого значения не имеет тот факт, что они были в гражданском браке. В свидетельстве о рождении ребенка указан отец. А у родителей абсолютно равные права, и они должны найти компромисс, как дальше осуществлять воспитание Дени.

    Кстати

    Россиянка Юлия Оськина выиграла судебный процесс в Иерусалиме по поводу места жительства ее шестилетнего сына Яна Дробачевского, которого отец-израильтянин несколько месяцев назад тайно вывез из России. По ее словам, ребенок находится с ней. "Мы планируем вылететь в Москву, как только будет снят запрет на вывоз моего сына", - сообщила Ю.Оськина и пояснила, что запрет был введен по просьбе ее адвоката, "чтобы отец опять не увез моего сына во время рассмотрения дела".

    Поделиться