08.09.2009 23:15
    Поделиться

    Тимур Бекмамбетов представляет свой новый фильм "Девять"

    Сегодня - 09. 09. 09. В эту мистическую дату выходит в прокат анимационный фильм "Девять".

    Главный его посыл, как рассказал обозревателю "РГ" его продюсер Тимур Бекмамбетов, в том, что взрослые должны как можно больше общаться с детьми, обсуждая серьезные вопросы, а не уходить с головой в работу и оставлять младших на попечение телевизоров и компьютеров.

    Для Тимура Бекмамбетова "Девять" - первая продюсерская работа. Его сопродюсер - всемирно знаменитый режиссер Тим Бертон, известный по фильмам "Биттлджюс", "Бэтмен", "Эдвард - Руки-ножницы", "Труп невесты", "Суини Тодд - демон-парикмахер с Флит-стрит", "Чарли и шоколадная фабрика" и другим. В прошлом году Бекмамбетов представил снятый в Голливуде фильм "Особо опасен" (Wanted), одну из главных ролей в котором сыграла Анджелина Джоли.

    Откроет ли "Девять" новый отсчет времени в отечественном кино, в частности, в сотрудничестве русских с Голливудом - об этом мы поговорили с Тимуром Бекмамбетовым перед показом фильма.

     
    Видео: Сергей Куксин

    Российская газета : Снять фильм "Девять" была ваша идея? После того как вы увидели короткометражный мультфильм Шейна Экера с теми же героями, на ту же тему, вы решили расширить его до полного метра?

    Тимур Бекмамбетов : Я приехал в Россию с Джимом Лемли. Мы партнеры: делали вместе "Особо опасен" и другие проекты в Америке. В 2005 году я был на кинофестивале в Берлине, а он полетел на киносмотр Сандэнс в Калифорнию, увидел там эту короткометражку и прислал мне. Я ее посмотрел, мы созвонились и решили, что не должны упустить шанс. После этого мы провели переговоры с Экером и начали работу над большим фильмом.

    РГ : А как в проект попал Тим Бертон?

    Бекмамбетов : У меня и у Бертона один и тот же агент - Майк Симпсон. И так сложилось, что Бертон получил диск одновременно со мной. Уже потом мы встретились и пошли на студию.

    РГ : Соперничества не возникло? Бертон не говорил, что хочет снимать фильм "Девять" сам?

    Бекмамбетов : Нет. Мы все занятые люди. Я тогда занимался фильмом "Особо опасен", он готовился к съемкам "Суини Тодд...". Поэтому мы были счастливы, что можем объединить усилия. У нас был вахтенный метод. Джим занимался всеми производственными вопросами. А творческие вопросы мы делили по очереди: когда у меня было свободное время, я ими занимался, когда у меня не было ни минуты из-за съемок - Тим Бертон. Я, он, потом вместе. Работать было легко, приятно, и мы подружились. Бертон - человек, у которого нет комплексов. Знаете, очень легко иметь дело с состоявшимися людьми. Им не надо ничего в этой жизни доказывать.

    РГ : А у вас есть такая задача? Скажем, когда вы несколько лет назад оказались в Голливуде?

    Бекмамбетов : Никогда не было. Я туда не сам пришел, меня позвали.

    РГ : А мысль привнести русское в Голливуд, показать, как мы умеем, такая у вас была?

    Бекмамбетов : Была. Но это даже не мысль. Это козырь, который у меня есть. Ведь я отличаюсь от всех там в принципе только тем, что я из другой культуры. И "Ночной дозор", который в результате оказал влияние на современное американское кино, важен тем, что в масскультурные фильмы внес и серьезные темы. Вот, например, фильм "Темный рыцарь". Хит Леджер и Виктор Вержбицкий играют практически одного и того же злодея. Этот злодей почти прав, и зритель не всегда уверен, что такое добро, а что зло. Вот эта тема "Ночного дозора" Лукьяненко сродни булгаковской теме "Мастера и Маргариты".

    РГ : Кстати, почему вы не пригласили Сергея Лукьяненко адаптировать фильм "Девять" для российского зрителя? Почему обратились к более молодому автору Дмитрию Глуховскому?

    Бекмамбетов : Потому что Лукьяненко пишет для нас сейчас другой сценарий нового фильма-фэнтези. Этот проект называется "Золотой воин".

    РГ : А что с "Сумеречным дозором"? Насколько известно, поклонники двух первых "Дозоров" - "Ночного" и "Дневного" - ждут продолжения.

    Бекмамбетов : То, что планируешь, никогда не происходит. О продолжении так много говорили, что по стечению обстоятельств, ничего в этом направлении не случается. В каждом интервью, которое я даю в Америке, Японии, Китае, откуда недавно приехал, всегда задают именно этот вопрос. И, к сожалению, я ничего не могу ответить. Карты не ложатся - судьба!

    РГ : В фильме "Девять" очень много цитат. Начинается он похоже на картину "Каролина в стране кошмаров", есть заимствования из самого Бертона ("Эдвард - Руки-ножницы"), из "Терминатора"...

    Бекмамбетов : Мы живем в эпоху постмодернизма, в такие времена, когда принципиально нового никто не говорит. Язык кино уже создан.

    Фильм "Девять" является абсолютно новым словом. Ведь то, что вы увидите, это не мультфильм. Тематически он гораздо глубже любого мультфильма. Он поднимает для детей серьезные вопросы: что такое душа, кто мы, откуда пришли, как должны спастись, как много доверяем в жизни машинам. Машины вынуждают нас деградировать. Мы упрощаемся. И одна из тем фильма - взаимоотношения души человека и машины. Фильм заставляет смеяться, пугаться, но в его основе лежат глубокие проблемы, те же, например, которые поднимал Тарковский в фильме "Сталкер".

    Хабенский в поисках души

    Константин Хабенский озвучил в фильме "Девять" главного персонажа - человечка Девятого, предназначение которого - спасти мир. Но для этого ему нужно вспомнить, кем он был в прошлой жизни.

    Российская газета : Девятый, он какой, по-вашему?

    Константин Хабенский : Дет ский наив - самая главная черта этого человечка. Что характеризует детей? Они задают простые вопросы, на которые взрослые часто забывают ответы. И отсутствие страха, инстинкта самосохранения.

    РГ : Чего не хватает Девятому? Сообразительности, быть может?

    Хабенский : Не могу сказать, потому что смотрел пока только половину фильма. Мне нужно просто спокойно посмотреть фильм до конца. Наверное, не хватает тех восьми кусочков души. Ведь речь идет о том, что душа одного человека разорвана на девять кусков. Девятый - это один самый важный кусочек, который затем собирает все остальные, и всю эту материю делает единым целым. До появления Девятого материя разор вана. У каждого человечка-кусочка есть своя трактовка, зачем он находится в этом мире. Но общего понимания не приходит. Оно наступает только с появлением Девятого.

    РГ : Тимур Бекмамбетов вносил поправки в работу над озвучением?

    Хабенский : Конечно. Мне показалось, я достаточно быстро озвучил эту историю, и я радостно уехал по своим делам. В кои-то веки я подумал: неужели так быстро мы сработали с Тимуром? Но выяснилось, что нет. Появились очередные "простые вопросы", которые Тимур задает себе и нам всем при создании каждого фильма. Тимур уже был в Америке, я - в павильоне в Москве, мы общались дистанционно. Он просил, чтобы результат работы получился нестандартным, потому что в первый раз получилось шаблонно - так, как мы решили делать со звукорежиссером картины. Тимур сказал, что можно где-то оступиться, добавить внезапности и неожиданности.

    РГ : Какую основную задачу ставил Тимур?

    Хабенский : Делать все проще. Сбивать пафос. Когда разговор заходит о душе, так или иначе можно закрыться стеклом и пытаться вещать оттуда или преподносить тему слишком настырно. Мы старались сделать проще, проще, проще.

    РГ : Восстание машин - это любимая тема Голливуда. Были "Трансформеры", легендарный "Терминатор", звучит она и в фильме "Девять". Как вы думаете, человечеству действительно грозит восстание машин?

    Хабенский : Вы знаете, если на нашей планете так много снимается фильмов на эту тему, значит, мы к этому придем рано или поздно. Мысль станет реальностью.

    РГ : Одна из главных тем фильма - способность человека к самопожертвованию и перерождению. Быть может, это слишком философский вопрос, но вы верите в такую способность человека?

    Хабенский : Такие режиссеры, как Тимур, периодически об этом пытаются напомнить. Этим пытаются заниматься люди на Востоке. И у нас. Те, кто уходит в монастырь или предпринимает какие-то иные... движения. Наверное, об этом хотя бы кто-то задумывается всерьез.

    Поделиться