03.09.2009 03:30
    Поделиться

    В Свердловской области авторские права нарушают даже мягкие игрушки

    На Среднем Урале серьезно взялись за нарушителей авторских прав. В поле зрения правозащитников попали концертные фирмы, рестораны, гостиницы и кинотеатры.

    На территории России охраной интеллектуальной собственности в музыкальной сфере занимаются две организации: Российское авторское общество (защита прав авторов музыки и слов) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (в ее ведении - права исполнителей и звукозаписывающих компаний). На Урале управление РАО представляет интересы обеих организаций.

    О том, как авторское общество борется с незаконным использованием музыкальных произведений, рассказал заместитель генерального директора Олег Патрин, посетивший Свердловскую область в конце августа.

    Российская газета: Каков порядок цифр - суммы вознаграждений, собираемых РАО в пользу авторов?

    Олег Патрин: В 2007 году было собрано около 1,5 миллиарда рублей, в 2008-м - уже 2,2 миллиарда, а за семь месяцев 2009 года - 1,6 миллиарда.  Надо сказать, что российские авторы получают за свои произведения в десятки раз меньше, чем зарубежные, потому что у нас в стране предприниматели не готовы исполнять закон.

    РГ: В том числе и в Свердловской области?

    Патрин: В России есть регионы, где лицензионные договоры имеют 80 - 85 процентов предприятий. В Свердловской области - примерно 10 процентов. И это еще самый высокий показатель по Уральскому округу.

    В Екатеринбурге 28 процентов предприятий общественного питания подписали лицензионные договоры с авторским обществом о предоставлении права публичного исполнения музыкальных произведений. Получается, 70 процентов используют музыкальные произведения незаконно. Среди предприятий торговли таких еще больше: там только пять процентов предприятий имеют лицензионные договоры.

    В прошлом году Уральским управлением РАО было собрано 61,8 миллиона рублей. В этом году планируем около 75 миллионов, несмотря на кризис. За счет более активной работы, тесного контакта с правоохранительными органами и возрастающего правосознания пользователей.

    РГ: В Екатеринбурге вы провели ряд важных встреч. Каковы их итоги?

    Патрин: С ГУВД Свердловской области договорились заключить соглашение о сотрудничестве. Такие же договоренности достигнуты с прокуратурой области. В сентябре планируем провести совместную проверку  деятельности организаторов концертов и билетных касс.

    Кроме того, представители РАО смогут участвовать в совещаниях комитета по товарному рынку с руководителями предприятий общественного питания, торговли и сферы услуг.

    Все это делается для того, чтобы предупредить бизнесменов об ответственности за несоблюдение авторских прав. И подтолкнуть их к заключению лицензионных договоров, если в своей деятельности они используют музыкальные произведения. Благодаря такому сотрудничеству мы сможем оценивать количество проданных билетов на тот или иной концерт и в итоге подсчитать сумму ущерба, причиненного авторам.

    Управляющие и владельцы площадок зачастую занимают стороннюю позицию: мол, мы только предоставляем помещение в аренду, за остальное ответственности не несем. Тем самым потворствуют нарушению закона. В некоторых регионах, например в Краснодаре, Воронеже, нашли выход: администрация города рекомендовала при сдаче концертных площадок в аренду проверять наличие лицензионного договора.

    РГ: Что еще нужно сделать для совершенствования защиты авторских прав?

    Патрин: Прежде всего, необходим контроль над соблюдением федерального законодательства в этой области. Думаю, было бы правильно обязать предпринимателей заключать договор с РАО еще при регистрации предприятия, которое по роду своей деятельности будет использовать музыкальные произведение.

    РГ: Каков механизм работы с нарушителями?

    Патрин: Сначала мы письменно уведомляем руководство предприятия о нарушении закона и предлагаем заключить договор. Если оно уклоняется от соблюдения закона, РАО подает иск в суд о взыскании компенсации за бездоговорное использование - от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за одно произведение. Также мы можем обратиться в милицию. Правоохранительные органы имеют право провести проверку, конфисковать или опечатать устройства, с помощью которых незаконно воспроизводится музыка. Затем материалы передаются в суд, который может наложить на руководителя предприятия штраф. Третий вариант - РАО обращается в прокуратуру, которая выносит предостережение о недопустимости нарушения закона.

    РГ: Приведите, пожалуйста, примеры судебных дел в УрФО?

    Патрин: Выигран суд в отношении организаторов концертов группы "Мираж" (компенсация за нарушение авторских прав составила 274 тысячи рублей), певицы Максим. На стадии рассмотрения - иск по концерту Томаса Андерса. В Чкаловском районном суде Екатеринбурга на стадии рассмотрения иск на 240 тысяч рублей за бездоговорное исполнение песен на концерте Вадима Казаченко.

    Направлены в суд исковые заявления в отношении екатеринбургского Дома кино и кинотеатра "Салют" о взыскании вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений. Суммы исков колеблются от 200 тысяч до трех миллионов рублей. Более трех миллионов должен авторам Челябинский театр оперы и балета. Несколько исков предъявлено предприятиям общественного питания за публичное исполнение музыки.

    В июне этого года региональное управление РАО подало иск о взыскании компенсации в размере 216 тысяч рублей за бездоговорное воспроизведение музыкальных произведений в мягких игрушках.

    Но основная наша задача, конечно, в том, чтобы люди поняли, что им нужно цивилизованно вести бизнес и соблюдать авторское право. У нас более 25 тысяч договоров с российскими авторами и более двух миллионов - с зарубежными, на основании соглашений о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями. Это 99,9 процента той музыки, которую вы где-либо когда-либо слышите.

    Поделиться