20.08.2009 00:30
    Поделиться

    Для московских льготников маршрутки могут стать бесплатными

    Смогут ли льготники бесплатно пользоваться маршрутками?

    К полутора миллионам пассажиров, ежедневно выбирающих для передвижения по столице маршрутки, скоро может добавиться еще столько же.

    Как заявил на недавнем заседании городского правительства Юрий Лужков, московский бюджет готов взять на себя оплату проезда всех московских льготников и на этом виде транспорта.

    Надо делиться

    Напомню, столица - единственный субъект в РФ, где натуральные льготы до сих пор не заменены деньгами. Поэтому 3 миллиона льготников здесь по-прежнему бесплатно ездят на метро, трамваях, в троллейбусах и автобусах. Расходы - 15,4 миллиарда рублей в год метрополитену и 18,2 миллиарда "Мосгортрансу" - оплачивает город. Лужков полон решимости заставить на равных обслуживать ветеранов ВОВ, инвалидов, многодетные семьи и другие категории социально незащищенных граждан - их в списке 64 - и маршрутки, как по привычке называют москвичи компактные автобусы частных перевозчиков. "Они должны снять со своих машин объявления, что не обслуживают льготных пассажиров. Затраты на их перевозку компенсирует город", - заявил мэр во время обсуждения проекта нового городского закона "О транспортном обслуживании населения на автомобильном и наземном электрическом транспорте".

    Как выяснилось, коммерсанты не имеют ничего против такого подхода. Тем более, если столица начнет платить частным перевозчикам за каждого льготника так же, как платит метрополитену и "Мосгортрансу". Тогда будут равны между собой и пассажиры, и перевозчики. Для города же по сути ничего не изменится: льготников-то больше не станет! Значит, и расходы на их перевозку не увеличатся. Разве что "Мосгортрансу" придется поделиться полученными из бюджета 18,2 миллиарда рублей с другими перевозчиками соответственно их вкладу в перевозку льготников.

    Главное - учет и контроль

    Но сначала для того, чтобы определить этот вклад, нужно установить валидаторы во все 5600 маршруток, принадлежащих 69 фирмам частных перевозчиков. С помощью социальных карт москвича они помогут учитывать количество провезенных льготников. Как заверил "РГ" исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников, владельцы фирм готовы к переоборудованию:

    - Это можно сделать, как, например, в Санкт-Петербурге, - рассказал он "РГ", - где создали госучреждение, закупившее валидаторы за счет города и бесплатно раздавшее их перевозчикам. Некоторые фирмы смогут сами купить валидаторы или взять в аренду, в лизинг...

    Спрашивается, почему же перевозчики до сих пор не взялись срочно переоборудовать машины? Ведь с заседания правительства, на котором прозвучало решение открыть двери маршруток для льготников, прошло больше месяца.

    "Пусть сначала выйдет закон города "О транспортном обслуживании населения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в городе Москве, - дипломатично ответил Юрий Свешников.- За нами дело не встанет".

    Мифы и реалии

    Теперь о главном. Можно ли вообще доверить коммерческим перевозчикам обслуживание тех же ветеранов Великой Отечественной, инвалидов, детей с ограниченными возможностями? Не зря же, наверное, маршрутки считаются в столице самым опасным видом транспорта?

    ..."150 выжмешь?" - провоцирую я Алексея Падымова, водителя новенького "Мерседеса" из "Автолайна". "Шутите, - обижается он. - Я с такой скоростью лишь раз гнал - ночью по МКАД, когда только получил машину. В парке сразу поставили ограничитель скорости, и теперь больше 90 не разгонишься". Такой способ борьбы с лихачами, оказывается, в столице очень распространен - компании не хотят рисковать лицензиями. Тем не менее легенда, что водители маршруток гоняют как экстремалы на автопробегах, продолжает жить.

    Устарело, оказывается, и мнение об убожестве подвижного состава коммерсантов. Полдня покатавшись на маршрутках из конца в конец города за 20-25 рублей, я удивилась изобилию иномарок. "Мерседесы", "Форды", "Хендаи", "Скании"... Чего только нет, оказывается! Статистика, приведенная Юрием Свешниковым, подкрепила полученное впечатление: "Из 5600 машин частных перевозчиков "газелей" осталось всего 1800. Через два-три года отомрут и они. Фирмы поняли, что на старом транспорте не выиграешь конкурсов на обслуживание городских маршрутов".

    Результат такой политики налицо: за прошлый год по вине водителей маршруток не погибло ни одного человека, а количество дорожно-транспортных происшествий, спровоцированных ими, сократилось на 4 процента и составляет сейчас 5 процентов от общего числа ДТП на лицензируемом пассажирском транспорте. Тем не менее именно к маршруткам намерен принять меры ужесточения департамент транспорта и связи, глава которого Василий Кичеджи недавно заявил: "В 2010 году мы лишим частных перевозчиков квоты на использование иностранной рабочей силы".

    "Вот тебе и равенство, - удивляется Юрий Свешников. - Гастарбайтеров за рулем что у ГУПа "Мосгортранс", что у коммерческих фирм - 55-60 процентов. Разница лишь в одном - у "Мосгортранса" больше выходцев с Украины и Молдавии, а у частных - из Узбекистана и Молдовы. Но "Мосгор трансу" можно и дальше пользоваться их услугами, а частным перевозчикам - нельзя". Если чиновники обещание сдержат, то половина маршруток тогда просто встанут на прикол, а про обещание улучшить обслуживание льготников придется просто забыть.

    Из первых рук

    Владимир Петросян, руководитель департамента социальной защиты населения Москвы:

    - Частным перевозчикам надо быть готовыми к тому, что маршрутки, если город будет платить за их использование для бесплатного проезда льготников, им придется оснастить не только валидаторами, но и подъемниками для инвалидов-колясочников. А это удовольствие не из дешевых, в чем мы убедились, оборудуя городской наземный транспорт в Год равных возможностей, проходящий сейчас в Москве.

    Кстати

    Московские льготники могут круглосуточно заказать социальное такси, 50 процентов оплаты которого на себя берет городской бюджет. В итоге пассажир платит за час пользования им 210 рублей и еще столько же платит бюджет. Машина, оборудованная подъемником для колясочников, стоит 300 рублей в час. Заказать социальное такси можно по тел. 276-03-33 (круглосуточно).

    Поделиться