05.08.2009 21:35
    Поделиться

    Торговцы возмущены "рыбным разоблачением" от Андрея Крайнего

    Торговцы грозят руководителю Росрыболовства судом за то, что он отделил рыбу от воды

    "Жду суда с нетерпением!" - так прокомментировал руководитель Росрыболовства Андрей Крайний намерение торговой сети "Перекресток" вчинить ему иск "о защите деловой репутации и возмещении репутационного вреда". "Мы на стол судье положим результаты лабораторных исследований рыбного филе, которое продается в торговых сетях", - добавил Крайний.

    Ритейлеры оскорбились на то, что глава Росрыболовства вынес рыбный сор из торговой избы. Во время совместного визита в магазин с главным санитарным врачом страны, руководителем Роспотребнадзора Геннадием Онищенко, он обнародовал результаты анализов рыбного филе, загодя заказанных его ведомством с подачи "Российской газеты". В большей части красочных пакетов с призывами к здоровому питанию под видом филе скрываются обрезки минтая пополам со льдом и полифосфатами. Причем именуются они и треской, и окунем, а это уже прямой обман потребителей. Об этом "РГ" подробно писала 31 июля и 4 августа.

    Собственно, руководитель Росрыболовства метал стрелы в первую очередь не в торговцев. В магазине, конечно, есть свои "тараканы" - главный санитарный врач страны не смог оперативно получить полный пакет документов на рыбные товары. И под видом охлажденной рыбы в ледниках лежала рыба размороженная. Но все-таки главные претензии Крайнего - к недобросовестным производителям, которые заказывают в Китае именно такой - наполовину состоящий из воды - минтаевый полуфабрикат, а в своем Отечестве только упаковывают его и предлагают согражданам под видом качественной рыбы.

    При этом страдают все - и едоки, которые как минимум впустую тратят деньги, и добросовестные производители, которые со своей "правильной" рыбой проигрывают фальсификаторам конкуренцию по цене. И, очевидно, розничные торговцы, которые с реальным риском потерять репутацию торгуют этой дрянью. Вот один из читательских комментариев к предыдущим публикациям на эту тему с сайта "РГ": "Берешь филе, домой приносишь - одна вода ото льда. Вообще наглость просто беспредельная". Оценка, надо сказать, очень точная, хотя и сделана без специального лабораторного оборудования.

    Лазейки в законодательстве позволяют продавать воду по цене рыбы, поскольку для импортного филе нет ограничений доли ледяной глазури в массе филе. Но ведь продукт-то дрянной - с этим спорить трудно, так как подтверждено уже и анализами.

    "Российская газета" была среди инициаторов контрольных закупок и лабораторного исследования качества рыбного филе. И теперь мы от всей души поздравляем Андрея Крайнего с промежуточной победой: судя по первой реакции, акция "Долой поддельное филе" попала, что называется, прямо в нюх. Если бы торговцы сейчас решительно отказались хотя бы от явно сомнительных рыбных продуктов, на упаковках которых нет, например, полного адреса производителя, они лишили бы прилавка самых бессовестных производителей. И тем хотя бы отчасти защитили потребителей.

    Но, видимо, с точки зрения ритейлеров продажа неполезной и невкусной рыбной обрези пополам со льдом под видом филе не наносит "репутационного вреда". Во всяком случае, сомнительные "филе трески" и "филе окуня" и сейчас покоятся на прилавках магазинов. А "вред", по мнению торговцев, исходит от того, кто предал огласке годами строившуюся систему обмана потребителей. В общем-то, они ведут себя как человек, который на дружеский совет привести в порядок расстегнутую деталь туалета бросается с кулаками на советчика, чтобы защитить свои честь и достоинство. Так и не застегнувшись. И не извинившись перед обществом.

    Ну, да ладно. Гораздо более обоснованная претензия в связи с походом Онищенко и Крайнего в магазин содержится опять же в комментариях наших читателей: "А что наши правители делали 20 лет? Продукты опасны, и цены на отходы бешеные, они разве этого не знали?" Отбросив некий абсолютизм автора комментария, согласимся: а что, десять дней или месяц назад проблемы с качеством рыбного филе не было? Или о ней никто не знал? Ведь вся грандиозная схема, которая приводит к появлению на наших прилавках псевдорыбных продуктов, давно известна.

    Начинается все с того, что российским рыбакам невыгодно разгружать рыбу на родном берегу. Дело даже не в недостатках наших портов, и не в более высоких ценах в Китае, например. Проблема в том, что кредиты наши рыбодобывающие компании берут в Китае. Под мизерный процент, практически без залога, но с обязательством доставить рыбу в китайские порты. Наши же банки крайне неохотно и под высокие проценты кредитуют отрасль и даже флот в залог не принимают.

    Результат: с января экспорт рыбы через таможни Дальнего Востока вырос в 11 раз. А, кстати, филе вывезено в 166 раз больше, чем в первом полугодии 2008-го. Конечно, сыграло роль и то, что с начала этого года рыбаков обязали проходить таможню перед тем, как тащить улов на экспорт. Поэтому часть теневой рыбы выплыла на свет. Но тенденция все равно очевидна: "Всю рыбу - в Далянь".

    Рыбопереработка в Китае пользуется фантастическими преференциями. Например, компании отрасли не платят часть налогов первые три года существования. Китайское правительство идет на это, потому что производство филе дает, в первую очередь, уйму рабочих мест.

    Кроме того, наши стандарты для филе, произведенного в России, строже, чем для импортного. В результате наши переработчики априори проигрывают конкуренцию китайским.

    И, наконец, лабораторного оборудования, которое позволяет отличить окуня и треску от минтая, когда речь идет о филе без кожи, в нашей стране мало. Поэтому на регулярную основу тесты того, что продается в магазинах, поставить не получается.

    Вот, собственно, поле для деятельности исполнительной власти. Пахать не перепахать. И надо с чего-то начинать. Андрей Крайний считает, что сдержать цены на рыбном рынке и позитивно повлиять на качество товара может конкуренция торговых предприятий. Он утверждает, что выдвинул идею воссоздания магазинов "Океан" именно с этой целью. Однако у представителей торгового бизнеса возникли сомнения в том, что он имеет на это право.

    На днях в эфире одной из московских радиостанций Лев Хасис - топ-менеджер компании, управляющей "Перекрестком", - задал вопрос: "Почему федеральный чиновник вот такого уровня начинает делать рекламу частной сети, причем противопоставляя ее другим сетевым магазинам?" И сообщил, что в "Океане" цены выше, чем в "Перекрестке".

    А и на самом деле - почему? Корреспондент "РГ" обратил этот вопрос непосредственно к руководителю "Росрыболовства". Андрей Крайний в ответ сообщил, что за последнее время магазины "Океан" открылись в 30 регионах страны. Всего до сегодняшнего дня их было 52. Их владельцы - 39 компаний малого бизнеса и частных предпринимателей. Они не объединены в единую федеральную сеть ни юридически, ни организационно, ни стратегически. То есть поставки у всех из разных источников, и цены каждый определяет сам. Просто все эти бизнесмены подхватили идею Росрыболовства и реализуют ее по собственному разумению. Где-то - при поддержке региональных властей, а где-то - и без нее.

    "Да, я лоббирую интересы этих 39 предпринимателей, - признал Андрей Крайний, - потому что они создают реальную конкуренцию федеральным сетям". Он утверждает, что, например, в Таганроге, где "Океанов" уже девять, сети вынуждены снижать цены на рыбу из-за того, что покупатели выбирают "океанские" товары. Он заявил также, что в распоряжении Росрыболовства имеются видеоматериалы, которые показывают: в "Океанах" цены ниже, чем в крупных федеральных сетях. И готов "прокрутить ролик" сомневающимся.

    "Кроме того, я лоббирую интересы полутора тысяч рыбодобывающих компаний - всей отрасли, - заявил Андрей Крайний и пояснил, что создание и расширение рынка сбыта рыбы в России считает важной государственной задачей. И обещал и впредь лоббировать интересы 140 миллионов российских потребителей рыбы.

    "Российская газета" непременно еще вернется и к этому частному спору о правах и обязанностях, и к проблеме качества рыбных товаров в целом. Тем более что ситуация не позволяет отвлечься. На днях корреспондент "РГ" купил в одном из очень симпатичных сетевых магазинов Москвы банку экзотических консервов "Сардины балтийские в масле", произведенную, если верить этикетке, в ЕС - в латвийском городе Энгуре.

    "Экзотика" в том, что в Балтийском море не ловят сардин. А содержимое банки удивительным образом по виду и вкусу напоминает шпроты, только не копченые. Кажется, пришло время провести контрольную закупку еще и рыбных консервов.

     

     


     

    Поделиться