04.08.2009 03:32
    Поделиться

    Орловские водители могут лишиться автомобиля за неуплату транспортного налога

    Сложная бюджетная ситуация заставила налоговиков пойти на неординарные методы и усилить взаимодействие с ГИБДД.

    Двойной капкан

    По словам руководителя областного департамента финансов Валентины Щипковой, в первом полугодии Орловщина недосчиталась около миллиарда рублей собственных доходов. Недоимка налогов в консолидированный региональный бюджет составила 377 миллионов рублей. Основные потери связаны со снижением собираемости налогов на прибыль предприятий и доходы физических лиц. По итогам года, по прогнозам, недоимка может составить 600 миллионов рублей. При этом индекс промышленного производства снизился примерно на 40 процентов. Платить предприятиям нечем и не с чего.

    – С начала года количество убыточных организаций увеличилось почти на 12 процентов, – рассказала начальник отдела налогообложения прибыли юридических лиц облуправления Федеральной налоговой службы Алла Рубцова. – Сумма убытка, исчисленного плательщиками за первый квартал 2009 года, составила 1,7 миллиарда рублей – на 42 процента больше, чем год назад. «Отличились» предприятия обрабатывающей промышленности – у них совокупный убыток вырос более чем в 2,5 раза.

    Проблем нет только с взиманием имущественного налога, примерно треть которого составляет транспортный налог. Его собираемость растет, хотя долг по нему, накопленный еще в прошлые годы, остается внушительным – около 100 миллионов рублей. В налоговой службе подчеркивают, что три четверти должников – физические лица. Процедура взыскания с них недоимки сложна и длительна. В худшем для автовладельца случае дело доходит до суда, после чего на машину или другое имущество могут наложить арест. Непросто и с организациями.

    – На эффективность исполнительных действий негативное влияние оказывает банкротство должника, – рассказала пресс-секретарь управления Федеральной службы судебных приставов Валентина Лешкевич. – Значительная часть организаций-должников на момент возбуждения в отношении них исполнительного производства уже не ведут хозяйственной деятельности. Судебные приставы-исполнители все чаще используют такую меру принудительного взыскания, как арест имущества и передачу его на реализацию. В 2009 году количество произведенных арестов почти в два раза превысило показатели 2008-го.

    Впрочем, должника еще надо найти. В фискальных органах решили: искать надо там, куда он обязательно придет. Дежурство организовали на станциях техобслуживания и постах ДПС. Погасить задолженность можно на месте. Квитанции у приставов и налоговиков имеются при себе. По словам главного государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками УФНС по Орловской области Ирины Сапроновой, совместные рейды дают неплохой эффект. В текущем году, благодаря им, удалось взыскать свыше 400 тысяч рублей. Но главное даже не сумма. Слухи о рейдах быстро распространяются среди автовладельцев. Они предпочитают добровольно заплатить, чем на время остаться без машины – ее могут арестовать прямо на дороге.

    Тонкости диалога

    Транспортный налог в Орловской области взимается с 2003 года, и все это время налоговые органы сталкивались с проблемами по его сбору. Причина кроется не столько в недобросовестности автовладельцев, сколько в отсутствии достоверных сведений. Они содержатся в электронных базах разных ведомств. За основу берутся данные управления ГИБДД. На них опираются налоговики, составляя собственный реестр налогоплательщиков. Однако взаимодействие ведомств пока оставляет желать лучшего. Реальность такова, что расхождение в количестве транспортных средств, внесенных в базы данных ГИБДД и налоговой службы, достигает 14 процентов.

    Слухи о рейдах быстро распространяются среди автовладельцев. Они предпочитают добровольно заплатить налог

    Это вызывает недовольство граждан. Нередко им присылают квитанции об уплате транспортного налога на машину, давно снятую с учета. Причина путаницы – в бюрократических проволочках. Например, при постановке на учет мощность автомобиля могут указать в киловаттах, а при снятии – в лошадиных силах. Порой сотрудники госавтоинспекции ошибаются в написании имен и фамилий владельцев, путают марки и годы выпуска машин или даже ставят на учет легковой автомобиль, а снимают его как грузовой.

    – Главное условие взыскания налога в бюджет – полная и актуальная база данных, представляемых органами ГИБДД, о характеристиках транспортных средств и лицах, на которых они зарегистрированы, – рассказала Ирина Сапронова. – Отсутствие в них полной и достоверной информации значительно усложняет работу как по начислению, так и по взысканию налога.
    В тонкости налоговые органы не вникают. Если в переданных им сведениях указано, что автомобиль грузовой, то и налог начисляют соответствующий. Доказывать, что на самом деле в гараже стоит легковушка, ее владельцу приходится самостоятельно, для чего приходится пройти немало кабинетов.

    Помочь может организация единого информационного поля, в котором налоговые органы и Госавтоинспекция могли бы обмениваться электронными данными в режиме реального времени. Кстати, на прошедшем в июле совместном совещании стороны договорились провести сверку баз. В них порой содержатся сведения об умерших автовладельцах или ликвидированных организациях. Им выписываются квитанции об уплате налога, а затем их безрезультатно ищут судебные приставы, становясь «крайними» в этой цепочке.

    – Представители различных структур и ведомств недавно были приглашены в службу судебных приставов для разговора о взаимодействии. Речь шла об эффективном исполнении документов о взыскании штрафов, – рассказала Валентина Лешкевич. – УФССП по Орловской области заключило ряд соглашений с государственными органами и коммерческими организациями, в том числе банками и интернет-провайдерами. Это должно помочь сократить срок получения информации об имущественном положении должника.

    Инициатива не наказуема

    И в УГИБДД, и в УФНС считают, что для «борьбы» с должниками следует изменить законодательную базу. В частности, упростить процедуру взыскания налога с должника и ужесточить ответственность. Например, предоставить ведомствам право вводить ограничения в пользовании транспортными средствами до тех пор, пока налог не будет уплачен. Не заплатил – будь добр, поставь машину «на прикол». Эти предложения уже поступили в областной совет.

    УГИБДД также предложило законодателям упростить процедуру снятия с учета отживших свой век автомобилей. Многие владельцы этого не делают, не желая стоять в очередях. Если примут соответствующий закон, в регионе появится «единое окно». В нем без лишних проволочек и очередей можно будет снять с учета гниющий в поле или сданный в металлолом автомобиль.

    Налоговики призывают вернуться к практике, когда-то опробованной в регионе и признанной удачной. А именно – на законодательном уровне обязать автовладельца при прохождении техосмотра или регистрации предъявлять сотрудникам ГИБДД квитанцию об уплате транспортного налога или справку УФНС об отсутствии задолженности. Нет такого документа – автовладельца не допустят до техосмотра. Поневоле заплатишь. Кстати, в некоторых регионах подобная практика успешно используется до сих пор. В Орловской области о ней только мечтают – закона такого пока нет.

    Кстати

    В 2008 году в Орловской области было собрано 256,7 миллиона рублей транспортного налога. В первом полугодии 2009 года – уже 233,5 миллиона.

    комментарий

    Ирина Сапронова, главный госналогинспектор отдела работы с налогоплательщиками УФНС по Орловской области:

    – Только за счет совместных действий ведомств по взысканию задолженности и своевременной корректировке электронной базы данных о владельцах транспортных средств можно вернуть недостающие суммы в бюджет. Для ликвидации долгов в последние годы делается немало. За пять месяцев налоговиками и приставами проведено около 150 рейдов. В последнее время активно используется и такая мера, как временное ограничение на выезд должника за границу.