28.07.2009 05:00
    Поделиться

    Виктор Зубков: Зависимость страны от импорта мяса снизится к 2012 году

    Смогут ли отечественные производители курятины заполнить освободившуюся при сокращении импортных квот нишу на рынке? Как идет освоение новых технологий производства свинины? Когда у нас будет достаточно собственной говядины? Какие коррективы в последнее время внесены в госпрограмму развития сельского хозяйства? На эти и другие вопросы "РГ" ответил первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков.

    Виктор Алексеевич, сначала, если позволите, про будущее. Насколько сократится бюджетная поддержка сельского хозяйства в следующем году?

    Обсуждать параметры бюджета 2010 года пока рановато. Повторю только то, что все уже слышали, - бюджет будет на 74 процента социальным. Из оставшихся 26 процентов нужно профинансировать силовые ведомства, обороноспособность страны и многое другое. Так что судите сами, велики ли будут ресурсы на развитие агропромышленного комплекса. При этом хочу подчеркнуть: правительство не отказывается от поддержки сельского хозяйства. Например, процентные ставки по кредитам будем субсидировать.

    В этой, прямо скажу, непростой финансово-экономической ситуации очень многое будет зависеть от позиции региональных властей. Я убедился в поездках: положительные результаты есть там, где проводится рациональная, осмысленная политика развития тех или иных сельскохозяйственных производств и направлений. Так было и до кризиса. А сейчас эта зависимость только усиливается.

    Тогда все-таки позвольте пару острых для всего сельского хозяйства вопросов, которые можно решить только на федеральном уровне. Началась уборка урожая, и в некоторых регионах бьют тревогу: элеваторы заполнены зерном интервенционного фонда, свободных объемов может не хватить на новый урожай. Что ответите?

    У нас в стране действительно не хватает элеваторов, особенно в зерносеющих районах. Развитие зернового хозяйства в стране, повышение урожаев в течение ряда лет, к сожалению, не сопровождалось созданием инфраструктуры, которая необходима, чтобы эффективно сохранять, транспортировать, использовать все, что выращено и собрано. Рекордный урожай прошлого года обострил эту проблему. И ее нужно решать. Возможно, понадобится отраслевая или ведомственная программа реконструкции и строительства элеваторов. Недавно созданная "Объединенная зерновая компания" со стопроцентным государственным капиталом, уверен, займется этим вопросом.

    Естественно, результаты появятся не вдруг и не сразу. А решать проблему дефицита элеваторных мощностей нужно оперативно. Интересный вариант предлагают производители мяса птицы. Они готовы взять сейчас миллион тонн фуражного зерна из интервенционного фонда. Но расплатиться сразу не могут и просят отсрочку. Нужно проработать это предложение.

    Кроме того, часть зерна, видимо, придется все же перевезти из тех регионов, где оно производится в избытке туда, где его собирают мало. Где есть свободные мощности для хранения. И есть потребители.

    Считаю, что министерство сельского хозяйство должно мобилизовать внутренние резервы и наладить работу как минимум по этим двум направлениям.

    Еще один больной вопрос: производители молока жалуются, что местами закупочная цена уже упала до 6 рублей за литр, а это невыгодно. Есть выход из этой ситуации?

    Летом у нас всегда так называемый период большого молока. Объемы производства намного выше, чем зимой. Цена традиционно падает. С такой сезонностью вполне можно бороться, используя современные технологии производства. Но это опять требует времени. Поэтому мы приняли постановление правительства, которое позволяет снять излишки товара с рынка с помощью механизма интервенционных торгов.

    Средства на их проведение можно взять из тех ресурсов, которые остались от бюджета поддержки региональных программ развития производства молока. И разработать системные меры, которые позволят ежегодно проводить интервенции на молочном рынке. И здесь тоже требуется организаторская работа минсельхоза.

    А потом мы вместе подумаем, как использовать закупленное молоко. В части регионов действуют, например, программы "Школьное молоко" - учащиеся получают бесплатно стакан молока или кефира каждый день. Может быть, имеет смысл поддержать это начинание из интервенционного фонда.

    Получается, что молоко у нас хоть летом в избытке. А вот качественной говядины, говорят эксперты, остро не хватает. Будет у нас в стране "мраморное" мясо?

    Мясное скотоводство - самая сложная подотрасль животноводства. За последние 10 лет у нас в стране упали все возможные показатели. Численность мясного скота сократилась почти в три раза, производство говядины - в 2,5 раза. Потребление на душу населения сократилось с 31 килограмма в 1999 году до 16,6 килограмма. Из этого количества отечественного производства - только 12 килограммов. Причем в основном это так называемая выбраковка молочного стада. А качественного мяса специализированного скота мы производим всего лишь чуть больше 62 тысяч тонн в год - менее 500 граммов на человека. Это, конечно, совершенно недопустимая ситуация.

    Может быть, если у нас не получается выращивать мясных коров и быков, то и не нужно тратить на это время и деньги?

    Совершенно не согласен с таким подходом. У нас есть регионы с подходящими для мясного скотоводства климатическими условиями, есть пастбища и есть спрос. Сейчас закрывают поставки по импорту. Но это опасная зависимость. Во-первых, с июня прошлого года цены на говядину на внешнем рынке выросли на 27 процентов и продолжают подниматься. Говядины на мировом рынке не хватает. И если мы в ближайшие десять лет не наладим у себя ее производство, то рискуем в какой-то момент столкнуться с настоящим дефицитом.

    Во-вторых, основными поставщиками этого вида мяса к нам являются две страны - Бразилия и Белоруссия. На их долю приходится две трети всех поставок. В случае вспышки опасных заболеваний крупного рогатого скота в одной из этих стран поставки будут временно прекращены. И это немедленно скажется на российском рынке.

    Есть и еще один - очень важный сейчас аспект. Во всем мире мясное скотоводство дает очень много рабочих мест сельскому населению.

    Племенные стада содержат на индустриальных предприятиях. Окончательный откорм выгоден тоже только при значительной концентрации скота. А вот выходить теленка, вырастить лучше получается на некрупных фермах.

    У нас в стране этим могли бы заниматься мелкие фермеры, сельские предприниматели, личные подсобные хозяйства. А это тысячи новых рабочих мест в сельской местности.

    Но, если производство не растет, значит, агробизнес - и крупный, и мелкий - считает его не выгодным?

    Мясное скотоводство - самая инерционная подотрасль животноводства. Корова растет долго, приносит одного теленка в год. Для того чтобы развить такое производство, требуется минимум пять-семь лет. Поэтому бизнес с большей охотой инвестирует в производство мяса птицы и свинины.

    Однако правительство создает все необходимые условия для развития специализированного мясного скотоводства. В рамках реализации нацпроекта и госпрограммы объем инвестиционных кредитов уже превысил 300 миллиардов рублей. Это позволило модернизировать более 900 животноводческих комплексов и ферм. В том числе 127 - по производству крупного рогатого скота. На этот год были приняты дополнительные меры - в 1,4 раза увеличены субсидии на племенное животноводство, в 1,8 раза больше федеральных средств выделено на субсидирование процентных ставок по кредитам, стали доступны кредиты на восемь лет на льготных условиях - государство покрывает 100 процентов ставки рефинансирования. Принято решение о создании селекционного центра племенного животноводства. Зарезервировано 3 миллиарда рублей на поддержку региональных программ по развитию мясного скотоводства. В общем, базовые решения приняты, деньги есть.

    Нет только говядины. В чем все-таки причина?

    Минсельхозу нужно активизировать работу и добиваться прироста производства. К сожалению, так и не заработала отраслевая программа по развитию мясного скотоводства. Она предусматривает хорошие стимулы для субъектов Федерации. Но только совсем недавно, в июле, были отобраны 20 региональных проектов для совместного финансирования. Полгода потеряно. Работать надо оперативней.

    Тем не менее вы как-то заявили, что к 2012 году Россия может добиться "мясной независимости". События последних месяцев не поколебали этой уверенности?

    Если быть точным, я тогда сказал, что Россия выйдет на показатели, соответствующие уровню продовольственной безопасности, если рост производства мяса птицы и свинины будет таким, как в первом квартале этого года. Тогда на рынке появилось 129 тысяч тонн этих видов мяса дополнительно. Сейчас показатели стали скромнее, сказывается некоторое снижение спроса. Однако я от своих слов не отказываюсь. При производстве скороспелых видов мяса комплексные, долгосрочные меры поддержки, которые оказывает правительство сельхозпроизводителям, эффективно срабатывает. Например, только за предыдущие два года модернизация и строительство 250 свинокомплексов позволили увеличить производство свинины почти на 500 тысяч тонн. С одной стороны, государство субсидирует процентные ставки по кредитам, с другой стороны, правительство с этого года стало постепенно освобождать наш рынок от импорта, ограничивая квоты на ввоз мяса птицы и внеквотный ввоз свинины введением запретительных пошлин.

    В прошлом году наш рынок свинины наполнялся из-за границы на 29 процентов, а мяса птицы - на 36 процентов. Это слишком много. Сейчас нам удалось изменить динамику в пользу продукции отечественного производства - импорт снижается. Думаю, что к 2012 году реально существенно снизить зависимость наших рынков мяса птицы и свинины от ввоза из-за границы до безопасного уровня.

    При этом правительство не ставит перед собой задачу вообще прикрыть импорт. Без конкуренции отечественные производители потеряют стимулы для того, чтобы работать над качеством и конкурентоспособностью своего товара. А это не та цель, к которой следует стремиться.

    Досье

    Виктор Алексеевич Зубков, родился 15 сентября 1941 года в поселке Арбат Кушвинского района Свердловской области. В 1965 году окончил экономический факультет Ленинградского сельскохозяйственного института. Руководил рядом предприятий агропромышленного комплекса и профильными отделами в органах власти Ленинградской области. В 1992 году назначен заместителем начальника комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1993 году становится заместителем руководителя федеральной налоговой службы России - начальником государственной налоговой инспекции по г. Санкт-Петербургу. С 1999 года занимает пост заместителя министра России по налогам и сборам, совмещая его с руководством управлением этого ведомства в Санкт-Петербурге. В 2001 году становится первым заместителем министра финансов, возглавляет российский комитет по финансовому мониторингу. С марта 2004 года - руководитель федеральной службы по финансовому мониторингу. 14 сентября 2007 года указом президента РФ назначен председателем правительства. С 12 мая 2008 года - первый заместитель председателя правительства РФ. Кандидат экономических наук. Женат, имеет дочь.

    цифра

    74 млрд рублей будет направлено на дофинансирование проектов, начатых в прошлом году в отрасли животноводства