28.07.2009 02:00
    Поделиться

    Под Калугой открылся фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние"

    Громкий стук бьющегося сердца (правда, рвущегося из динамиков) встречал приехавших в Никола-Ленивец на фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние".

    Любители свежего воздуха, современного искусства и экологической архитектуры собираются здесь из Калуги, Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода. С 2007 года фестиваль стал международным. В 2008 году артель мастеров-художников во главе с Николаем Полисским выставляла свой объект на архитектурной биеннале в Венеции. В этом году они сделали аж "Большой адронный коллайдер" (из дерева и лозы!) в музее современного искусства в Люксембурге. Так что международной известности Никола-Ленивцу не занимать.

    В этом году "Архстояние" двинулось с места - к соседям из "Агросферы". Начали с того, что пригласили французских архитекторов Atelier 710 создать ландшафтный парк. Благо, французы учились не где-нибудь, а в Версале. Есть там очень известная школа ландшафтного дизайна. Французы, в свою очередь, начали с того, что пригласили... местных коров. Оказывается, по правилам экологического дизайна дорожки должны выщипывать-вытаптывать коровы, овцы и козы. После этого начали работать дизайнеры: подрезали кустики, устроили лабиринт и... засеяли поле гречихой. С расчетом, чтобы гречиха зацвела к "Архстоянию". Так, благодаря французам, широкая арт-общественность узнала, что гречневое поле белое и пахнет гречишным медом.

    На самой высокой точке поля встала двухэтажная "Ротонда" (архитектор - Александр Бродский). В центре - камин. Сверху - обзор четырех сторон света. А ведут в нее разнокалиберные и разноцветные двери. Старые двери из несуществующих уже домов. Открываешь дверь в прошлое - и попадаешь в теплое настоящее с видом на белое сладкое поле гречихи. Вместо крыши - небо. Рай - да и только.

    Впрочем, говорят, что эффект ландшафта можно будет оценить года через три. А пока в нем группа Electroboutique соорудила "Воздушный порт". Посреди полянки - электронное табло, точь-в-точь как в международных аэропортах. В режиме реального времени идут объявления о рейсах в Рио-де-Жанейро, Барселону, Нью-Йорк и пр. Художники Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев уверяют, что их порт не символ связи русской деревни с миром, а мечта о гармоничных отношениях между природой и технологиями. Типа вышел на полянку - и отправился прямиком в Рио-де-Жанейро. Не проект, а мечта Остапа Бендера.

    Впрочем, восприятие проектов, работающих на границе сред, зависит от того, с какой стороны вы на них смотрите.

    Лучшие проекты прислушиваются к естественному ходу вещей. Так, например, случилось с "Гиперболоидной градирней" Николая Полисского со товарищи. Эта башня названа в честь бетонных сооружений, без которых ни теплостанции, ни АЭС не строят. В них конденсируется отработанное тепло. В Никола-Ленивце "градирня" из жердей и лозы, благо она рассчитывает только на тепло земли. Три года простояв, она начала крениться, словно родом не из Никола-Ленивца, а из Италии. "Она, как настоящая женщина, потребовала к себе внимания, - объясняет художник Николай Полисский. - Приехав из Люксембурга, мы бросились на ее спасение. Ребята придумали контрофорсы. И башня ожила". С разлапистыми опорами сбоку, она стала похожа на динозавра средней упитанности, задумавшегося, куда ж дальше шагать.

    Фестиваль интересен установкой на диалог с природой. Природная среда осознается как ценность (увы! - в момент почти окончательной утраты) и открывается заново при помощи искусства. Самое удивительное, что открытие это совершают не только горожане (что с нас, дикарей мегаполисов, взять!), но и сельские жители. Это и делает "Архстояние" актуальным, интересным и по-европейски грамотным проектом.

    Поделиться