Вернисаж

Обожженное золото

В Доме художников открылась выставка "горячей эмали"

В пермском Доме художников открылась выставка "горячей эмали"
Венецианские куклы - одна из любимых серий художницы. Фото: Анна Катаева
Венецианские куклы - одна из любимых серий художницы. Фото: Анна Катаева

"Огненным письмом" назвала свою коллекцию работ художница редкой специализации: она создает картины из окисей драгоценных металлов.

Художница-эмальер Людмила Кравченко представляет на суд зрителей свои последние работы, собранные в различные циклы: библейские сюжеты, венецианские куклы, тибетско-египетские боги и портреты родных внуков.

- Я назвала эту выставку "Огненное письмо", потому что работы выполнены в технике горячей эмали, - рассказывает Людмила Кравченко. - Все краски на эмали - это окиси металлов. К примеру, пурпурные и сиреневые цвета здесь - окись золота.

Мастерской для художницы служит собственная кухня: там стоит печь, в которой каждую работу приходится обжигать по 20-30 раз при высокой температуре в 850 градусов. Перед этим контур будущей эмальерной картины вырезается иглой по грунту. После обработки готовая эмаль приобретает характерный стеклянный отблеск.

Несмотря на обилие библейских сюжетов (различных вариантов "Благовещенья", не самых известных примеров картин с "Коронованием Марии", "Дарами волхвов"), работы Людмилы Кравченко нельзя назвать канонической иконой на эмали. Художница копирует картины западноевропейских средневековых мастеров, создавая при этом новые, авторские произведения искусства: на ее эмалях главенствует сочный цвет, давно поблекший на холстах давно прошедших лет.

- К примеру, сюжетом для одной из эмалей послужила картина "Благовещенье": это Франция, XV век, ее создал безымянный мастер из Арраса, - поясняет художница. - Но на ней за столько времени все краски выцвели и осыпались. Сюжет я передала в точности, но придумала для него новые цвета.

Рядом с эмалевой калькой французской картины расположились копии с итальянских времен Возрождения. Для художницы главным оказался не единый стиль создаваемого цикла, а техника - сложная и редкая в нынешнее время. Поэтому на одном вернисаже можно оценить труды эмальера в совершенно разных по теме работах.

За сочностью красок для ангельских одежд и светящихся ликов святых художница нередко ездит в Лондон - там теперь можно купить лиможские краски, с помощью которых несколько столетий назад мастера из французского города Лимож создавали самые знаменитые в Западной Европе эмали.

Справка "РГ"

Людмила Кравченко в 1970-е годы стояла у истоков зарождения и становления ювелирной художественной эмали на Пермской земле. В 1975 году был открыт цех художественной эмали на Пермском экспериментальном ювелирно-гранильном заводе, где она долгие годы работала ведущим художником. Финифть - так называли эмаль в Древней Руси (от греч. "фингитис" - светлый, блестящий камень), - вначале ювелирная, а потом все больше станковая и миниатюрная живопись по эмали, увлекают этого неутомимого, творящего красоту художника. Все последние годы Людмила Кравченко - постоянный участник Международных симпозиумов по художественной эмали в Ростове Великом.

Комментарии (0)
Добавить комментарий
новости партнеров
новости
партнеров
Наверх