23.07.2009 02:00
    Поделиться

    Реконструкция Большого театра может пройти в новых декорациях и с другими исполнителями

    В конце прошлой недели мэру Лужкову был передан новый проект реконструкции Большого театра, разработанный институтом "Моспроект-2".

    Факт сам по себе беспрецедентный. И потому, что решение, какой быть главной сцене страны после обновления, принимается в самый разгар работ, которые идут уже пятый год. И потому, что прежний проект, оказывается, до сих пор не был утвержден Росэкспертизой. Как такое могло случиться?

    Пошли своим путем

    О том, что Большой театр, построенный в 1824 году по проекту Бове и других выдающихся архитекторов, находится в аварийном состоянии, стало известно еще в конце восьмидесятых годов прошлого века. К моменту, когда до него дошли руки, износ сцен здания-памятника был уже более 50 процентов. Реконструировать его решили способом, до этого не применявшимся нигде в мире. Для того чтобы приспособить к современным требованиям, исторические здания чаще всего разрубают надвое. Это дает возможность оборудовать заново сцену и оставить нетронутым зрительный зал. Именно так поступили парижане с Гранд-опера. Есть еще вариант - построить по соседству новое здание. Так сделали в Милане с Ла Скала и в Санкт-Петербурге - с Мариинкой.

    В Москве же Большой решили поставить на новое подземное строение, выкопанное на 20-метровой глубине (сравним: глубина торгового комплекса на Манежной площади всего 12-15 метров!). Такой размах объяснялся желанием вдвое увеличить полезную площадь театра - с нынешних 40 тысяч квадратных метров до 80 тысяч. Архитектор Никита Шангин разместил в этом подземелье оборудование для поднятия, опускания и поворота сцены, механизмы для автоматизированной подачи декораций и хранилище для них, репетиционно-концертный зал на 350 мест, а также гардероб и буфеты для зрителей. Главным плюсом проекта его сторонники считали то, что он учитывает современные требования и сохраняет сам памятник.

    Московские власти сразу выступили категорически против такого подхода. Сначала проект не согласовал общественный градостроительный совет при мэре, а чуть позже Лужков в знак протеста вышел из состава попечительского совета. Свой шаг он объяснил тем, что, по мнению специалистов, подобный подкоп в историческом центре Москвы может привести к нарушению водного баланса и Большой может рухнуть. Ведь по соседству течет Неглинка, и мэр помнил, как все проваливалось, когда ее брали в коллектор. Гостиницу "Арарат" пришлось даже разобрать, потом долго и мучительно восстанавливали "Метрополь", укрепляли Малый театр...

    Но поскольку Большой является памятником федерального значения, то и курировали его реконструкцию федеральные власти. Их в тот момент ничто не смущало. Первый куратор стройки - в ту пору глава Федерального агентства по культуре и кинематографии - Михаил Швыдкой пообещал труппе, что уже в марте 2008 года она войдет в обновленный театр. То, что об этих планах лучше забыть, вскоре стало очевидно. Более того, у специалистов возникла тревога: здание может обрушиться. Из-за нарушений, обнаруженных в ходе строительства, минкультуры вынуждено было даже остановить стройку.

    Возвращение Лужкова

    Именно этим объясняется то обстоятельство, что в ситуацию с Большим театром был вынужден вмешаться президент страны. Он-то, как объяснил Юрий Лужков, и поручил московским строителям "привести эту стройку в нормальное состояние и в срок сдать". Правда, теперь речь идет уже об октябре 2011 года.

    Случилось это в начале нынешнего лета. Впервые побывав на стройплощадке, расположенной на Кузнецком Мосту, и увидев своими глазами, что там происходит, первый зам. мэра, глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин не сдержал эмоций: "Я на 30 лет помолодел, когда попал сюда, - давно такого бардака не видел!"

    Первое, что сделали московские власти, это навели элементарный порядок: вывезли с территории в самом центре столицы кучи мусора, обломков бетонных и металлоконструкций. Картина, открывшаяся внизу, ужаснула: исторические стены театра держались, по словам Владимира Ресина, на курьих ножках: 2170 металлических сваях, поставленных по всему периметру. Использовать технику при установке этих 20-метровых железных столбов было нельзя - тогда уж Большой точно бы упал, так что приходилось вдавливать сваи домкратами буквально по метру. "Но беда в том, что рабочие сначала начали вынимать грунт и лишь потом вдавливать стены, а нужно было делать наоборот, - рассказал корреспонденту "РГ" главный специалист по подземным работам в столице первый вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук Вячеслав Ильичев. - Результат - здание все перекручено и практически разрушилось на блоки". Что и немудрено: из-за нарушений технологии осадки грунта при норме 38 миллиметров доходили до 80-110 миллиметров.

    Теперь о том, ради чего пошли на такой риск. Площадь, которую дало подземное пространство, должна была улучшить условия и для зрителей, и для актеров. А что получилось?

    "Все это время я тщательно анализировал проектную документацию и пришел к выводу: имеющийся у нас проект - это преступление перед Большим театром и теми, кто приходит сюда насладиться балетом или оперой", - заявил недавно мэр. И пояснил, что имеет в виду: "Современные театры, как правило, оснащены эскалаторами. А в этом подземном бункере - винтовые лестницы, на которых пожилой человек окочурится, пока поднимется. Проходы узкие, кругом - встречные потоки, следствие которых - неизбежное столпотворение. В гардеробе и буфете теснота, тут не поделишься с друзьями впечатлениями от первого акта..."

    Идея, как выйти из этого положения, у Лужкова есть: отрезать примерно треть подземного пространства по высоте. В результате появятся дополнительные 500-600 квадратных метров. Вот их-то и следует использовать для создания более комфортабельных условий для зрителей. И, конечно же, попытаться вписать в проект эскалаторы, чтобы поход в театр стал для всех москвичей, независимо от возраста и состояния здоровья, действительно праздником, а не тяжким испытанием.

    Это предложение и легло в основу задания архитекторам "Моспроекта-2". Как стало известно корреспонденту "РГ", обновленный проект передан мэру. До того как будет принято окончательное решение, Лужков обещал выйти с ним к Дмитрию Медведеву.

    Новые планы

    Но сами темпы работ на Большом, хотя и несколько активизировавшиеся, Лужкова не устраивают. О чем он прямо сказал генподрядчику: "Я страшно недоволен. Недельное задание вы выполнили максимум на 50-60 процентов. Даю еще неделю. Не управитесь? Поменяю на другого подрядчика. В Москве много хороших строительных организаций".

    Задача номер один, которую мэр поставил сейчас перед строителями, - "к 10 августа поставить исторические стены на постоянный фундамент". "Не хочу никого пугать, - объяснил Лужков, - но тянуть с этим нельзя". Дальше настанет очередь укрепления самих стен. Чем шире фронт работ, тем больше требуется рабочих рук. Поэтому вместо недавних 600 строителей на Кузнецком Мосту работают уже более полутора тысяч человек.

    Артистам Большого и руководству театра перемены на стройплощадке нравятся. "Мы, конечно, тоже хотим, чтобы зрителям у нас было хорошо, - сказал корреспонденту "РГ" по поводу возможной переработки проекта генеральный директор Большого Анатолий Иксанов. - Тем более что сами мы ничего не теряем: подземный зал, единственное помещение в театре, где хор и оркестр могут репетировать вместе, сохраняется и в новом проекте".

    Иксанов искренне радуется тому, что к ним пришел наконец московский стройкомплекс. "Теперь у нас снова появилась уверенность, что пуск обновленного театра по крайней мере в октябре 2011 года состоится. Поэтому мы готовим сразу две премьеры: балет "Спящая красавица" на октябрь и оперу "Руслан и Людмила" на ноябрь, а также планируем в это же время принять на гастроли Ла Скала.

    Из первых рук

    В минувшую субботу с ходом работ на Кузнецком Мосту познакомился министр культуры Александр Авдеев. "Реконструкция Большого театра вошла в нормальную фазу, - пришел он к выводу. - Грамотные инженерные решения, энергия и кулак мэра Москвы помогли оживить стройку".

    Министр также отметил, что угроза обрушения театра миновала и менять генподрядчика сейчас нет необходимости.

    Поделиться