23.07.2009 02:00
    Поделиться

    Пермский театр завершил сезон спектаклем по Солженицыну

    Пермский театр оперы и балета им.Чайковского завершил сезон мощным мажорным аккордом: получил две "Золотые маски" за постановку "Орфея", провел очередной фестиваль "Дягилевские сезоны" и показал мировую премьеру спектакля "Один день Ивана Денисовича". Об итогах сезона и о том, чем живет сейчас театр, имеющий мировую известность, рассказал его художественный руководитель, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии России Георгий Исаакян.

    Российская газета: Постановка современной оперы - всегда риск. Тем более на тему, трудно поддающуюся музыкально-сценическому воплощению. "Один день Ивана Денисовича" - это испытание и для композитора, и для режиссера, и для артистов.

    Георгий Исаакян: Тема действительно непростая. Хотя в оперной классике есть опыт обращения к "тюремному" сюжету - "Фиделио" Бетховена или "Из мертвого дома" Яначека. Кроме того, мне кажется, текст Солженицына сам ложится на музыку. Композитор Александр Чайковский хорошо уловил и передал интонацию повести. Он написал сочинение, в котором органично переплетаются классическая традиция, народные мелодии, современный симфонизм. Мировая премьера состоялась в рамках "Дягилевских сезонов". Почетным гостем фестиваля была Наталья Дмитриевна Солженицына. После спектакля она встречалась с пермской общественностью. Ей устроили потрясающий прием. Люди о многом ее расспрашивали, и она не уходила от вопросов, хотя вопросы были подчас неприятные для нее. Какой-то сталинист кричал, что Солженицын в своей повести очернил наше славное прошлое, оклеветал советский строй. Мы сидели, оцепенев. Но Наталья Дмитриевна - фантастическая женщина. Столь тактично поставить человека на место, это какую же выдержку надо иметь!

    РГ: "Дягилевские сезоны" проходят ведь не первый раз?

    Исаакян: Да, фестиваль существует с 2003 года. Создавал его я с моими единомышленниками, желая "вернуть" Перми ее великого гражданина. Фестиваль уникальный. На нем представлены практически все жанры современного искусства. Фестиваль проходит один раз в два года. Нынешний был четвертым. В нем принимали участие более 200 артистов из 14 стран: музыкантов, танцовщиков, певцов, театроведов, менеджеров, генеральных директоров крупнейших театров, начиная с парижского театра Шатле, где в свое время зародились "Русские сезоны" Сергея Дягилева. "Дягилевские сезоны" в Перми - это продолжение и развитие традиций, заложенных выдающимся импресарио и пропагандистом русской культуры. Это логично, ведь Пермь - город, где прошло детство Сергея Дягилева, та среда, где он духовно сформировался.

    РГ: Вы слывете собирателем музыкальных раритетов. То и дело выносите на оперную сцену забытые или малоизвестные произведения. "Орфей" Монтеверди, "Альцина" Генделя, "Христос" Рубинштейна... Это осознанная репертуарная политика, или все диктует случай: что-то вдруг откопали в музыкальных запасниках и решили поставить?

    Исаакян: Это, конечно, осознанный выбор. Но, слава богу, есть из чего выбирать. Существуют десятки, сотни потрясающих произведений. Но они скрыты от публики. Потому что людям театра, к сожалению, в силу разных причин, в том числе зачастую и просто по лености, не хочется браться за что-то малоизвестное или забытое. Проще поставить "Лебединое озеро" или "Кармен". А вот мы недавно представили на нашей сцене оперу "Христос" Антона Рубинштейна, написанную им незадолго до кончины. Она считалась исчезнувшей, утраченной. Но в архивах Берлина нам удалось отыскать партитуру. Это, скажу вам, не рядовое произведение. После каждого спектакля я получаю десятки отзывов об этой опере, она вызывает в людях глубокие душевные переживания.

    РГ: Балетная труппа вашего театра пополняется за счет выпускников Пермского хореографического училища - знаменитого, воспитавшего целую плеяду звезд. Но в Перми никогда не было хорошей вокальной школы. Оперный молодняк где набираете?

    Исаакян: Наши самые интересные оперные артисты - выпускники Московской консерватории и Гнесинки, Уральской, Новосибирской и других консерваторий - своеобразная "сборная России".

    РГ: Значит, певцы отказываются даже от Москвы ради того, чтобы работать в вашем театре?

    Исаакян: Да. Иногда приезжают целыми семьями. Живут в общежитиях. Или бывают наездами. Скажем, Татьяна Куинджи, солистка московской "Геликон-Оперы", практически каждый месяц за свой счет прилетает в Пермь петь спектакли. Надежда Бабинцева тоже работает на два города - на Екатеринбург и на Пермь.

    РГ: А как обстоят дела в балетной труппе?

    Исаакян: Бывшее руководство нашей балетной труппы долгое время считало, что хорошего артиста можно заманить сюда только деньгами. Это заблуждение. В пермском балете никто никогда не сможет платить солисту столько, чтобы Пермь ему показалась привлекательнее Амстердама или Сан-Франциско, ведь артисты балета являются участниками международного рынка труда. Мы конкурируем не с Екатеринбургом или Нижним Новгородом, не с Самарой или Саратовом, а с Бонном, Цюрихом, Штутгартом... Но для артистов деньги не единственный стимул.

    РГ: Чем откроете новый сезон?

    Исаакян: Фестивалем Федосеева. Это тоже впервые. Никогда еще Владимир Иванович не был представлен в России как заглавное лицо в фестивале своего имени. Он будет дирижировать спектаклями нашего театра - и оперными, и балетными. Потом приедет Большой симфонический оркестр и совместно с нашими солистами, нашим хором и с приглашенными звездами даст серию концертов. Кроме того, со следующего сезона в театре появится новый главный балетмейстер - Алексей Мирошниченко из Мариинки, интереснейший российский хореограф. Мы возлагаем на него большие надежды.

    Поделиться