16.07.2009 03:00
    Поделиться

    Как архитекторы намерены застраивать столицу в ближайшие годы

    Директор Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования - первый заместитель главного архитектора Москвы Юрий Григорьев ответил на ряд вопросов корреспондента "РГ".

    Хордой по пробке

    Российская газета: Юрий Пантелеймонович, еще недавно спорили о высоте небоскребов "Москва-Сити", а теперь все городские новости сводятся к анонсам новых развязок и туннелей. Где амбиции архитекторов?

    Юрий Григорьев: Ну при чем тут амбиции архитекторов? Это требования жизни. В то же время это одна из самых актуальных задач развития города.

    Часто слышу сетования: почему все едут через центр? Город-то огромный, и народ упорно напрямую прорывается с севера на юг, с запада на восток и обратно, так как везде еще в советское время надо было создавать т.н. "хордовые" в обход центра. Потому сейчас создаются своего рода транспортные "проколы", чтобы сократить и облегчить водителям путь, но в обход центра. Да, дорого, но иначе нельзя, и руководство города уделяет этому огромное внимание.

    РГ: "Хордами" и "проколами" проблему пробок удастся облегчить?

    Григорьев: В определенной степени, конечно, но без ограничений, включая непопулярные меры, не обойтись. Но что значит непопулярные? Штрафы - тоже непопулярная мера, но необходимая, причем в разы это надо увеличить, как зарубежом. Ведь уровень культуры водителя зависит не от марки машины.

    Без наведения жесткого административного порядка эффекта не будет. Хотя город даже в кризис тратит на решение транспортной проблемы колоссальные ресурсы. Посмотрите, какая огромная работа постоянно идет во многих местах города. Надеюсь, в следующем году закончится радикальная реконструкция Ленинградки, где очень сложные и дорогостоящие развязки. Все уже привыкли к радикальному изменению МКАД, а ведь тоже в свое время огромная работа была сделана.

    РГ: Но та же Ленинградка упирается в Химкинский мост, где возникает бутылочное горлышко. Отсюда - постоянная пробка.

    Григорьев: Кроме этого, там целый ряд других градостроительных неграмотностей. Разве можно было вдоль такой нагруженной выездной магистрали строить скопища больших магазинов?! В других странах их обязательно отводят в сторону. Ни в коем случае крупные торговые центры и салоны не должны примыкать к скоростной магистрали! А в Химках допущены градостроительные ошибки, и сейчас там Ленинградское шоссе расширить почти невозможно без сноса целого ряда существующих объектов.

    То же - с Минским шоссе. Выезжаем на границу с МКАД - сразу резко сужается дорога, и с обеих сторон она загружена различными сооружениями впритык к шоссе. А это стратегическое направление. В нашем деле - семь раз отмерь и потом отрежь, причем комплексно. Но, увы, часто бывало наоборот.

    Враг вала

    РГ: Давайте вернемся к вечной задаче - массовое жилье. Слышал, в свое время против вас ополчились руководители домостроительных комбинатов - мол, ваша политика срывает план ввода в Москве типового жилья.

    Григорьев: В Москву я был переведен из Минска в 1986 г. Белоруссия всегда была лидером по комплексной застройке. Начал работать в Москве - и увидел серьезное отставание от требований жизни качества индустриального жилья и объектов обслуживания. Пришлось потратить массу сил, чтобы создать новое поколение жилых домов для массового строительства. Исходя из экономики по принципу вала квадратных метров без всякого учета адресности, десятилетиями гнали одни и те же серии с плохой планировкой. Сразу нажил массу врагов, отвечающих за этот вал. Некоторые руководители даже Ельцину ходили на меня жаловаться.

    РГ: Ельцину - президенту?

    Григорьев: Нет, он тогда еще был первым секретарем. Но поддержал меня. Хотя основную поддержку я получил позже - от мэра города Лужкова. И когда Ресин стал во главе стройкомплекса. Да и руководители, и ведущие специалисты домостроительных комбинатов сегодня - соавторы и хорошие наши партнеры. Жизнь заставила!

    РГ: Как считаете, смогут ли руководители Москвы в кризис выполнить обязательства перед очередниками и жителями сносимых хрущоб?

    Григорьев: Мэр Лужков четко поставил задачу: приоритеты - комплексное строительство нового социального жилья и снос ветхого, отжившего и не отвечающего ни физически, ни морально современным требованиям. Но, чтобы переселить людей, город должен строить в 2,5 раза больше жилья, чем сносит, т.к. людей переселяют в дома, где квартиры и их планировка и инженерное оборудование намного комфортабельнее.

    Вот вы спрашивали об архитектурных амбициях. А знаете, что каждый из таких комплексных жилых районов, как Южное Бутово, Марьинский парк, Жулебино, Новокосино, Митино, по масштабу сопоставимы со средним городом России и созданы в короткие сроки? Сейчас разработаны амбициозные предложения по застройке и реконструкции целого ряда ответственных зон города, в т.ч. Кутузовского проспекта, Можайки - от МКАД с выходом к Поклонной горе. Там, в районах пересечения с Третьим и с Четвертым кольцами, будут созданы крупные деловые и жилые центры. В городе метро активно продолжает строиться. Убежден, что Москва должна развиваться преемственно и обновляться ансамблево, а не путем "тычков", случайно нагроможденных друг на друга.

    Дома пониже, офисы поравномернее

    РГ: Но километровыми небоскребами вы теперь не удивите?

    Григорьев: "Москва-Сити" продолжает строиться, причем комплексно, что очень важно. Хотя ничего плохого в том, что лопнул проект Фостера, лично я не нахожу, т.к. мне он никогда не нравился - это было по своим масштабам похоже на, слава богу, не осуществленный, проект Дворца Советов (там, где воссоздан храм Христа Спасителя), где из облаков торчали ноги гигантского монумента Ленина.

    Я, может быть, субъективен, но не большой сторонник небоскребов. Чем выше - тем дороже в эксплуатации. А, не дай бог, случись что?!

    Хотя мы по объективным причинам вынуждены в ряде мест лезть вверх, даже массовое жилье достигает 25 этажей. Ничего не поделаешь, земли в городе под застройку не хватает. Город имеет жесткие границы своей территории, т.к. пригородную зону, легкие Москвы, в 90-е годы передали области.

    РГ: Насчет офисов: планируете выдавливать их на окраины?

    Григорьев: Не надо их никуда выдавливать, кроме центра. Тот же Сити - целый город офисов и объектов обслуживания должен способствовать разгрузке центра. Особенно на окраину - иначе получим огромные встречные транспортные потоки. А надо равномерно распределять по городу, в т.ч. в серединной зоне, а кроме того, необходимо все тщательно просчитывать. Город - живой организм, какие-то клетки отмирают, появляются новые жизнеспособные, но город создается и развивается для людей, а не наоборот.

    Или, скажем, в советское время на ценных территориях в зоне современного Третьего транспортного кольца была создана огромная промышленно-складская зона. Ей там тоже не место.

    Одна из важнейших задач - улучшение экологии мегаполиса. В 80-е годы как можно было, например, зону Крылатских холмов с великолепным рельефом, хорошей экологией вместо зоны комплексного отдыха и спорта для всего города, застроить одними типовыми домами.

    РГ: Крылатское уже не перестроить. А вот первые этажи в жилых домах -нежилые, и что в них можно размещать?

    Григорьев: На первых этажах мы размещаем различные объекты обслуживания, которые разрешают санитарные нормы, а также квартиры для инвалидов. Я всегда против размещения организаций общепита и торговли продуктами на первых этажах жилых домов. Отбросы, тараканы, шум, проблемы парковки.

    РГ: Когда проектируете новые серии многоэтажек для массового строительства, какие цены в квадратный метр закладываете?

    Григорьев: С ценами вопрос сложный. Стройматериалы в последние годы постоянно росли в цене, но 5-7 лет назад сметная стоимость квадратного метра с отделкой и НДС, с техническим подпольем и техэтажом, но без внешних коммуникаций была 300-400 долларов. Подчеркну: это не рыночная, а сметная стоимость. Причем в них проектный уровень планировок и инженерного оборудования отвечает всем европейским стандартам. Сейчас это минимум 700-900 долларов. Я - сторонник разумного регулирования цен государством, хотя опять это мое субъективное мнение. Но массовое строительство жилья - одна их важнейших социальных и политических задач, и всем участникам созидательного процесса необходимо уделять особое внимание не только экономике строительства, но и экономике эксплуатации, чтобы снизить затраты в целом.

    Из досье "РГ"

    Юрий Григорьев - академик архитектуры, народный архитектор России, первый зам главного архитектора Москвы - директор головного научно-исследовательского и проектного института МНИИТЭП, лауреат многих премий.

    Идеолог и разработчик нового поколения жилых домов и объектов обслуживания для массового строительства. Один из ведущих авторов комплексной застройки огромных жилых районов Марьинский парк, Южное Бутово, Митино, уникальных жилых комплексов "Золотые ключи", "Рубцовская набережная", "Шуваловский" зданий "Берлинский дом", Малый манеж, комплекса библиотеки, учебного и медицинского корпусов МГУ, гостиниц "Золотого кольца России" в Ярославле, Угличе, Ростове Великом, Переславль-Залесском, культурно-делового центра "Дом Москвы" в Минске и ряда других крупных реализованных проектов, активно влияющих на архитектурный городской облик.

    Он также автор архитектурно-художественного решения памятников Кириллу и Мефодию на Славянской площади, маршалу Жукову на Манежной площади, Сергею Рахманинову на Страстном бульваре, Святославу Федорову в парке по Дмитровскому шоссе, Янке Купале на Кутузовском проспекте, А.С. Пушкину в Минске.

    Поделиться