09.07.2009 02:00
    Поделиться

    Атомщики России и Беларуси разрабатывают мобильную ядерно-энергетическую установку для труднодоступных районов

    Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля (НИКИЭТ, Москва), входящий в структуру "Росатома", и Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны (Национальная академия наук Беларуси) в кооперации с другими российскими организациями готовят амбициозный проект. В случае успеха он может решить проблему энергообеспечения в удаленных и труднодоступных районах.

    Появление корреспондента "СОЮЗа" в "Соснах", как по старинке называют ведущий в Беларуси академический научный центр по вопросам атомной энергетики, символическим образом совпало с визитом туда же делегации атомщиков из НИКИЭТ. Главной целью их приезда в Минск было нахождение взаимопонимания с коллегами из ОИЭЯИ и подготовка совместной заявки в Совмин Союзного государства. Заявки, которая позволила бы получить средства союзного бюджета на разработку технико-экономического обоснования перспективного, как считают инициаторы, проекта.

    "А такие вопросы не терпят суеты и требуют тщательной проработки", - заметил в разговоре со мной главный конструктор НИКИЭТ Владимир Сметанников. В "Соснах" его встречали как давнего знакомого и партнера, что неудивительно: уже много лет Владимир Петрович руководит в своем институте "космическим" направлением ядерных энергодвигательных установок. И многие его разработки, имеющие двойное назначение, до сих пор не раскрыты.

    А вот проект блочной транспортабельной ядерной энергетической установки малой мощности (БТЯЭУ), предназначенной для тепло- и электроснабжения отдаленных районов, он публично представил в Минске еще в марте этого года на международной специализированной выставке "Атомэкспо-Беларусь 2009". Тогда для широкой аудитории были названы самые общие параметры и технические характеристики. Такая одноконтурная установка (за ней уже прижилось название ГРЭМ) может эксплуатироваться в течение 25 лет без перегрузки активной зоны и доставляется на место эксплуатации в готовом виде. Затраты на НИОКР специалисты оценили предварительно в 2,5 миллиарда рублей, а стоимость самой установки - в 755 миллионов рублей. На "Атомэкспо" был озвучен и прогноз окупаемости проекта: от четырех до девяти лет.

    В этот раз, уже в узком кругу коллег и единомышленников, В. Сметанников давал короткие пояснения и отвечал на их сугубо профессиональные вопросы. Пожалуй, главные среди них - какая роль отводится в проекте институту в "Соснах" и в чем тут интерес Беларуси как государства, поскольку на ее территории с централизованным электроснабжением такие установки вряд ли будут востребованы.

    Собравшиеся за одним столом прекрасно понимали: кооперация в таких проектах лишь тогда может дать ожидаемый эффект, когда происходит сложение интеллектуальных возможностей, современных технологий, когда в полной мере учтены и обеспечены законные интересы всех участников. Первым делом предстояло учесть тот багаж ноу-хау и практический опыт, что был получен в "Соснах" при разработке, строительстве, испытаниях первой и в своем роде уникальной передвижной атомной электростанции "Памир-630Д". Как говорится в открытых информационных материалах, она предназначалась для использования "в качестве автономного источника электрической энергии передвижных и стационарных объектов, находящихся в труднодоступных районах СССР".

    А если называть вещи своими именами, то ее планировали использовать прежде всего в военных целях - для питания пусковых ракетных установок в тех местах, где нет централизованного электроснабжения. По прямому назначению "Памиры" (а было построено две установки) использовать не пришлось. Но одна из них была запущена в "Соснах" осенью 1985 года и отработала в режиме испытаний более 3500 часов (до сентября 1986 года), вооружив своих создателей - ученых, конструкторов, инженеров - новыми знаниями и новым опытом.

    Определенные шаги в этом направлении делали и другие страны. Три установки на колесном ходу были созданы и около десяти лет использовались на Аляске, но данных об этом американцы не раскрыли до сих пор. В свое время в СССР пытались создать мини-АЭС на гусеничном ходу. Был еще так называемый проект "Арбус" - мобильная электростанция для использования в Антарктиде. Но "Памир" занимает в этом ряду особое место.

    - Система охлаждения реактора газом - это бесценный опыт, добытый в Белоруссии, - не поскупился на высокие слова в присутствии коллег В. Сметанников. - Турбину для установки "Памир" делали на заводе в Николаеве. А кто теперь ее может сделать? Нам предстоит сообща решать, кого и на каких условиях вовлекать в кооперацию.

    Постучаться первым делом в "Сосны" москвичи решили не случайно. Контакты между двумя научными центрами продолжались и после того, как заказчики дали отбой по теме "Памир". По словам заместителя директора ОИЭЯИ по научной работе Анатолия Якушева, почти четыре года развивался совместный проект с москвичами по перспективной ядерно-энергетической установке для космоса. У того, что предлагается сейчас (установка ГРЭМ), и у того, чем сообща занимались прежде, есть много пересечений.

    С учетом научно-технических заделов, которые есть в России и Беларуси, пилотная установка может быть создана в течение пяти-шести лет, убежден В. Сметанников. В дальнейшем на ее примере и на основе отработанных в рамках этой программы технологий могут быть созданы эффективные ядерно-энергетические установки для освоения глубоководных шельфов Мирового океана и космического пространства.

    Сюда же примыкают соразмерные по масштабам и сложности проекты автономных атомных станций малой мощности типа "Унитерм". Их назначение - электро- и теплоснабжение небольших населенных пунктов и промышленных предприятий в отдаленных и труднодоступных районах.

    Перспективная идея создания установки ГРЭМ не так давно рассматривалась в Комиссии по атомной энергии стран СНГ, которая работала в Москве. В целом была дана положительная оценка с рекомендацией государствам-участникам поддержать реализацию этого пилотного проекта.

    Поделиться