07.07.2009 02:00
    Поделиться

    Александр Яковенко: ЮНЕСКО превращает "утечку умов" в "приток умов"

    ЮНЕСКО поможет справиться с проблемой "утечки умов"

    5 июля в Париже открылась Всемирная конференция по высшему образованию ЮНЕСКО. Российскую делегацию возглавляет заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко, который накануне ответил на вопросы "Российской газеты".

    Российская газета : Каковы, на ваш взгляд, основные задачи высшего образования в начале XXI века?

    Александр Яковенко : Высшее образование все чаще рассматривают в качестве двигателя экономического развития, не вызывает сомнения его важнейшая роль в создании и обмене знаниями в целях решения глобальных проблем современности - от искоренения бедности до устойчивого развития.

    Мы являемся свидетелями значительного роста интереса к высшему образованию. Стремительно увеличивается число студентов. В 2007 году их было 152 с половиной миллиона, что на 50 процентов больше, чем в 2000 году. В целом процент вузовской молодежи во всем мире вырос с 19 процентов в 2000 г. до 26 процентов в 2007 г. При этом сегодня студенток несколько больше, чем студентов. В России 9 из 10 семей считают обязательным и необходимым получение детьми высшего образования.

    Большинство государств стремится следовать примеру развитых стран, где считается, что для экономического роста страны 40-50 процентов населения должны иметь высшее образование. К сожалению, многим развивающимся странам пока далеко до таких показателей. Например, в Африке, несмотря на значительное увеличение числа абитуриентов в высших учебных заведениях в последние годы, в среднем эта цифра составляет всего лишь 5 процентов.

    Государство несет главную ответственность за образование своих граждан. Однако в одиночку оно не в состоянии удовлетворить растущие потребности общества.

    Этим объясняется появление новых тенденций в образовании, его широкой диверсификации в соответствии с разнообразием потребностей различных групп населения и динамично меняющейся экономики, появлением новых игроков на рынке образовательных услуг.

    Частные высшие учебные заведения, существенно расширившие доступ к образовательным программам и подстраивающие их под актуальные запросы населения, - самый быстро растущий сектор высшего образования во всем мире.

    Недавние исследования показали, что в странах Восточной Европы около 40 процентов студентов учатся в частных вузах, и их число растет. В этих условиях важный аспект социальной ответственности высшего образования, суть современного качества - обеспечить максимально полную реализацию потенциала каждого человека, его востребованность на протяжении всей жизни в условиях меняющейся экономики.

    Другой вызов - необходимость динамичного развития инновационной экономики, основанной на знаниях, как условия повышения качества жизни, социального развития. От системы высшего образования требуется опережающее производство современных наукоемких технологий для экономики вместе с кадрами, способными эффективно их реализовывать.

    Растущая мобильность студентов - еще одна глобальная тенденция сегодняшнего дня. В 2007 году 2,8 миллиона студентов учились за границей - это более чем в три раза больше, чем в 1980 году.

    Согласно недавним прогнозам глобальной студенческой мобильности, в 2025 году число студентов, обучающихся за границей, вырастет до 7,2 миллиона. Мобильность создает много преимуществ и возможностей. Однако многие студенты не возвращаются на родину, и подобная "утечка умов" является большой потерей для экономики их стран.

    Новые информационные и коммуникационные технологии также способствуют мобильности. Эти технологии облегчат внедрение совместных программ и проведение совместных исследований, в то же время смягчая негативные последствия "утечки умов". Например, в 2006 году ЮНЕСКО и компания Hewlett Packard запустили совместную программу по превращению "утечки умов" в "приток умов". Этот проект основывался на результатах ранее проведенного эксперимента в странах Южной и Восточной Европы и использовал новые информационные и коммуникационные технологии для общения ученых, которые остались в стране, с учеными, которые уехали из страны.

    РГ : Каковы главные цели Всемирной конференции по высшему образованию?

    Яковенко : Всемирная конференция - наиболее значимое событие в области высшего образования. Ее масштабы велики - более 1200 участников из всех регионов мира, 4 дня работы, семинары, секции, пленарные заседания, "круглые столы", панельные дискуссии.

    Предыдущая всемирная встреча такого масштаба состоялась в 1998 году. Таким образом, конференция подведет итоги работы, проведенной за десять лет, и обозначит векторы формирования политики в области высшего образования в будущем. В фокусе внимания конференции будут находиться пути решения наиболее значимых проблем современной высшей школы, таких как улучшение доступа, обеспечение равных возможностей, повышение качества, а также социальная ответственность высшего образования. Особый акцент будет сделан на роли высшего образования в деле развития регионов, в частности Африки.

    РГ : Как мировое сообщество и ЮНЕСКО, в частности, подходит к решению этих задач?

    Яковенко : ЮНЕСКО пытается ответить на эти вопросы, вырабатывая международно признанные нормы, наращивая потенциал на национальном и региональном уровне, анализируя и синтезируя идеи и практики, проводя мониторинг и исследования, вырабатывая рекомендации и реализуя конкретные проекты. Приведу лишь некоторые примеры.

    Одним из основных инструментов политики Организации, направленной на решение задач высшего образования, являются шесть Региональных Конвенций ЮНЕСКО по признанию квалификаций.

    Эти Конвенции, которые в данный момент пересматриваются и дополняются, были ратифицированы более чем 100 государствами-членами. Вместе они представляют собой уникальную правовую основу развития международного сотрудничества и академической мобильности, а также оценки качества образования. Лиссабонская Конвенция по признанию 1997 года является основополагающим документом этой концепции. Этот юридический документ ознаменовал собой шаг вперед на пути признания квалификаций и на сегодняшний день является ядром Болонского процесса, цель которого - единое пространство высшего образования в Европе.

    Еще одной вехой в международной деятельности по установлению стандартов образования стала разработка Руководящих принципов ЮНЕСКО - ОЭСР по обеспечению качества в сфере трансграничного высшего образования в 2005 году.

    Оценить качество образования и признать квалификацию - всегда нелегкая задача. Однако ЮНЕСКО предоставляет возможность обсуждения этих вопросов на Глобальном форуме по международной оценке качества, аккредитации и признанию квалификаций. Начиная с 2002 года на Форуме поднимаются различные вопросы, от мобильности и миграции до интеграции образования и науки.

    В 2006 году ЮНЕСКО запустила пилотный проект по открытию портала признанных высших учебных заведений. Его цель - предоставлять достоверную и полную информацию об авторитетных вузах мира. На нем размещены сведения о статусе вузов, а также о системах обеспечения качества образования в различных странах.

    В 2008 году ЮНЕСКО и Всемирный банк начали совместный проект - Глобальная Инициатива по обеспечению качества с целью создания международной программы поддержки образования в развивающихся странах, Восточной Европе и Средней Азии.

    Поделиться