07.07.2009 02:00
    Поделиться

    Москва погрузилась в "Туман" Даниэле Финци Паска

    Москву в эти дни заливает не только дождь, но волна теплого, сострадательного, исполненного волшебства и поэзии вещества, которому когда-то дали название "новый цирк" и который огромным десантом высадился на Чеховском фестивале. Едва ли не лучший создатель этого вещества сегодня - клоун, хореограф, режиссер и поэт Даниэле Финци Паска привез в Москву "Туман" - совместный проект канадского цирка "Элуаз" и швейцарского "Театро Сунил".

    Они придумали делать театр из снов, превращать поэзию в движение, возвращать кинематограф туда, откуда он родился - из живых ярмарочных картинок и цирка, - одним словом, они придумали "новый цирк", который вернул в театр большую публику, научил ее заново любить трепет и тоску, простодушное веселье и непонятные томления.

    Спектакль "Туман", лучшее в области "нового цирка", виденное мною на Чеховском фестивале. Три клоуна, три брата вспоминают о своей бабушке, о ее страсти к белым платкам, которые она хранила то в рукаве, то на груди. Они стоят перед занавесом с фонариком на длинном шесте, освещающем их путь в темноте. Потом свет фонаря станет рассеянным светом солнца в молочном тумане, пробьется сотнями лучей сквозь облака, упадет на лица зрителей, осветит диковинных акробатов, творящих чудеса на батуте и висящем в воздухе шаре.

    Туман как место тоски, страха, смятения и как нежное покрывало любви - про это сочиняет Финци Паска свой удивительный спектакль. В нем точно в филиниевском "Амаркорде" воскрешена жизнь провинциального городка, состоящая из фантазий, надежд и разочарований (сам Даниэле, автор грандиозного шоу Туринской Олимпиады, родился в семье швейцарского фотографа, и это отложило сильный отпечаток на его видение мира). Одетые в костюмы начала ХХ века, под дивную музыку Марии Бонзаниго персонажи спектакля танцуют, изобретают бразильский карнавал, фантастически прыгают на батуте, висят в воздухе вниз головой, бередят наши раны, тешат надежды, заставляют плакать и смеяться, поражают воображение, бредут от дома к дому в тумане.

    Гонзало и Стефано, подшучивая друг над другом, философствуют о тумане, который умеет заплывать в рот и душить, а кого-то хранить в своей молочной мгле. Стефано называет Гонзало визионером, хотя все его держат за деревенского дурачка.

    Переводя нас от печали к веселью, они сопровождают все представление, заполненное сотней трюков и фантастических событий: падает пробковый дождь, из темноты вылетают два вертолетика и зависают в молочном пространстве, барабаны стучат вместе с десятком каблучков, китайчонок учит всех мужчин города у-шу, клоуны становятся героями и акробатами, диковинный йог совершает чудеса теловращения, а ловкий красавец и акробат Гонзало в финале превращается в больного ДЦП, с трудом ходящего по земле. Его ведут под руки, затем отпускают, он на секунду зависает в тумане и смотрит в небо. Потому что так говорила их бабушка: "Никогда не смотрите под ноги, всегда смотрите вверх".

    Длинное, полное метаморфоз сентиментальное путешествие в девственно прекрасный мир ностальгии, в котором не было и никогда не будет войн, убийств, террора и извращений. Туман у Даниэле Финци Паска - это субстанция доброты и милосердия, в итоге - субстанция любви. И потому, когда спектакль оканчивается, публика покидает зал в просветленном состоянии духа, столь нетипичном для современного театра.

    Поделиться