07.07.2009 01:40
    Поделиться

    Жители острова Елизаветинский предъявили претензии замыслам Петра I

    Слишком жарким выдалось лето для нескольких тысяч хуторян, проживающих в Азовском районе. А все потому, что теплоход "Восход" - единственный транспорт, соединявший остров Елизаветинский и Большую землю, задумали отправить на металлолом. Теперь добираться до районного центра, где сосредоточены все социальные службы, им приходится не 10 минут, как раньше, а полдня.

    Анна Соколова и ее шестилетний сын Сережа - коренные островитяне. От Азова станицу Елизаветинскую, в которой они живут, отделяет Дон, а от Ростова Казачий Ерик - небольшой канал, выкопанный еще по приказу Петра I. Раньше до Азова местные добирались по реке на теплоходе "Восход". На этом судне Соколова проработала матросом 25 лет. Сейчас рейсы отменили, Анну уволили по сокращению штатов, и безработная мать-одиночка вместе со своими земляками может лишь наблюдать кипучую городскую жизнь. Для этого и бинокль не нужен.

    - Азов видно прямо с огорода, - говорит Анна. Раньше заплатил 12 рублей, и на "Восходе" через 10 минут в городе. Районная больница, Пенсионный фонд, собес были доступны для жителей Елизаветинской, Косы, Рогожкино, Дугино и других хуторов. Однако в конце прошлой навигации руководство компании "Донинтурфлот", осуществляющей судоходство, предупредило команду: рейсы не окупаются, ищите работу. До последнего мы надеялись, что нас не спишут на берег, но "Восход" все же "отдал якоря".

    Сейчас до Азова из Елизаветинской маршрут такой: на понтоне станичники переправляются через Казачий Ерик, потом на двух маршрутках - до Ростова и дальше - в Азов. Круг изрядный! И стоит эта поездка в десять раз дороже, чем на теплоходе. Возвращаются люди к вечеру чуть живые. Пожилому человеку совершить такое путешествие нереально, да и дети выдерживают с трудом.

    - Областной бюджет финансировал работу "Восхода" по остаточному принципу, в лучшем случае мы получали от необходимого процентов 60, - утверждает технический директор ООО "Донинтурфлот" Михаил Таля. - Но вопрос не только в рентабельности рейсов. Сложно обеспечить безопасность людей. Причалы развалились, ремонтировать некому. Они не то в муниципальной, не то в федеральной собственности, попробуй разберись.

    Не знает как откреститься от причалов и местная администрация: "Не наши они, потому что в воде. А все, что находится в воде, должен ремонтировать "Донинтурфлот".

    Предприимчивые станичники пытались решить проблему самостоятельно.

    - Я переправлял людей на своей лодке, брал недорого, - признался один из островитян. - Но меня предупредили: "Дед, поймаем - накажем, вплоть до того, что дело заведем". Тогда у меня вопрос: о чем думали наши власти, когда допустили, что несколько населенных пунктов остались без связи с районным центром? Это на кого еще дело заводить надо?

    ...На острове расположены больница, обслуживающая несколько хуторов, и школа. Станичники и мысли не допускают об их переводе в другое место. Ведь тогда жизнь в одном из старейших казачьих поселений замрет. Разумнее наладить сообщение - дешевле обойдется.

    - Необходим мост, - считает житель острова Владимир Почекаев. - Если летом все же есть возможность доехать до города, то зимой, когда Казачий Ерик забивается льдом, преодолеть его - что в русскую рулетку сыграть. Переправа в такие дни не работает, невозможно пробиться через лед. Дети из соседних хуторов добираются на уроки через замерзший канал или на лодках, если можно льдины растолкать. Единственный продовольственный магазин недоступен, продавцы тащат продукты через ерек на санках. Затруднен выезд "скорой помощи", отрезаны мы и от пожарных. Те, кто трудится в городе, теряют работу. Какому работодателю понравятся постоянные опоздания? Вот и пустеют наши хутора. А если бы мост был, то и молодежь бы осталась.

    - Вопрос о строительстве моста стоит много лет, - рассказывает казачий есаул станицы Елизаветинская Николай Сиренко. - Каждый год составляли новую смету, и все время цена росла, пока не превратилась в кругленькую сумму - 340 миллионов рублей.

    Островитяне нашли независимую мостостроительную организацию, специалисты которой только плечами пожали: "За такие деньги можно Бруклинский мост построить, а через Казачий Ерик хватит и ста миллионов". Но и эта цифра тоже немаленькая.

    - Суета вокруг моста, - усмехаются станичники. - Кстати, наша администрация переехала с острова в Обуховскую, на работу в тапочках ходят. Да и на душе спокойнее, ведь оттуда не видно, как зимой учителя будут водить в школу по льдинам наших детей.

    комментарий

    Николай Белимов, глава Елизаветинского сельского поселения:

    - Казачий Ерик Петр I выкопал, чтобы его корабли могли зайти в тыл туркам. Азов он тогда, как известно, взял. Нам теперь советуют претензии предъявлять к Петру Первому. На царя, мол, обижайтесь: шел бы напрямки турок воевать! Но триста лет обижаться - это чересчур. На последнем заседании Заксобрания области назвали новую цену моста из облегченных конструкций - 140 миллионов. Правда, сейчас кризис...

    Поделиться