07.07.2009 02:00
    Поделиться

    Знаменитая оперная певица Елена Образцова отмечает юбилей

    Великая певица, чей голос - страстный и чувственный, лирический, накаленный высоким романтизмом, стал символом Большого театра, а партии Кармен, Графини ("Пиковая дама"), Марины Мнишек ("Борис Годунов"), Марфы ("Хованщина"), Любаши ("Царская невеста"), Сантуццы ("Сельская честь"), Амнерис ("Аида") - классикой оперной сцены ХХ века, отмечает сегодня юбилей на сцене петербургского Михайловского театра.

    Для Елены Образцовой, уже третий сезон работающей с Михайловской труппой, вечером представят грандиозное гала под названием "Образцовая жизнь", в котором примут участие Пласидо Доминго, Тереза Берганца, Зураб Соткилава, Маквала Касрашвили, Важа Чачава, Фарух Рузиматов и другие. Накануне юбилея обозреватель "Российской газеты" встретилась с Еленой Образцовой:

    Российская газета : Почему решили отмечать юбилей не в Большом, а в Михайловском театре?

    Елена Образцова : Я недавно отмечала на сцене Большого театра 45 лет своей творческой деятельности, поэтому день рождения решила справить в Петербурге. Я родилась в Ленинграде, пережила здесь блокаду, училась в школе, потом в консерватории. Я обязана этому городу жизнью. А в Москве я буду отмечать свой юбилей в декабре - в Большом театре и в Колонном зале.

    РГ : На ваш вечер съезжаются из разных стран мира выдающиеся музыканты - Доминго, Берганца. Как это они так легко нашли время прилететь в Петербург?

    Образцова : Это мои друзья, с которыми я проработала 46 лет на разных сценах мира. Мы очень дружны: ведь когда идет постановка, мы проводим вместе дни и ночи, доверяем друг другу свои эмоции, тайны мастерства. Я так рада, что мы встретимся и красиво отметим мой праздник!

    РГ : Вашими любимыми партнерами всегда были Доминго и Атлантов. Круг их расширился с течением времени?

    Образцова : У меня появилось очень много молодых ребят, которых я обожаю. Это лауреаты моего конкурса, работающие сегодня во всем мире: в Метрополитен, в Ла Скала, в Ковент-Гарден. Ведь в жюри моего конкурса входят самые великие певцы мира, и получение премии становится для молодого артиста путевкой на любую сцену. В августе мои дорогие лауреаты соберутся в Петербурге отметить 10-летие конкурса и спеть в юбилейном концерте.

    РГ : Собственный юбилей вы уже окрестили иронично "столетием". И всю жизнь опровергали само понятие возраста.

    Образцова : Возраста не существует, это совершенно точно...

    РГ : Скажем, старую Графиню из "Пиковой дамы" вы пели с 60-х годов, то есть с самого начала карьеры. Что происходило с вашей Графиней за эти годы?

    Образцова : Я пою ее с 25 лет. Графиня - это странное существо: не я, а она владеет мной. Так же как и Кармен. Из всех моих героинь только эти две женщины так глубоко вошли в мое сознание. Интересно, что за годы, которые я пою Графиню, она у меня все время молодеет. Однажды, когда я приехала в Лос-Анджелес петь с Доминго "Пиковую даму", художник принес мне эскизы костюмов Графини, где была нарисована женщина, очень похожая на Марлен Дитрих. Я подумала тогда: а почему, собственно, Графиня должна быть старая и страшная? Пусть она будет Венерою Московскою, как написано у Пушкина и Чайковского. С тех пор я стала делать молодящуюся и красивую Графиню.

    РГ : В течение своей жизни вы работали практически со всеми выдающимися музыкантами современности - не только с певцами-коллегами, но и с дирижерами - Караяном, Мути, Аббадо, Баренбоймом. Что они открывали для вас в музыке?

    Образцова : Когда я впервые много лет назад приехала в Венскую оперу петь Кармен, спектаклем дирижировал Карлос Клайбер. Для меня его работа стала полным потрясением. Он так ощущал мелодику Бизе, делал такое фантастическое легато в оркестре, вытаскивал такие свежие мелодические куски из партитуры, что мы как будто впервые услышали эту оперу! Я была так же потрясена, когда впервые попала на концерт Караяна. Он дирижировал какой-то симфонией, и вдруг я услышала, что музыка развивается не только по горизонтали, но и по вертикали - я услышала весь срез оркестра! Это было невероятно. Но больше всего я работала с Клаудио Аббадо: у нас было много постановок в Ла Скала, мы репетировали по девять часов в день. Я его очень любила, потому что мы одинаково ощущали музыку.

    РГ : Сейчас вы много ездите по миру, ведете педагогическую работу: какие мысли возникают от общения с новым поколением?

    Образцова : Могу утверждать, что самые лучшие в мире оперные голоса сегодня - в России и в Корее. Но есть момент, который меня волнует: наше поколение не только много пережило, но и много знало - мы много читали, знакомились с живописью, ходили на концерты, все время находились в культурном слое. У нового поколения это отсутствует напрочь - глубинной культуры уже нет. И что люди, не пережившие жизнь, не перестрадавшие, не постигшие глубоко культуру, могут сказать другим? Они больше поют ноты, чем музыку. И это результат ошибочной позиции со стороны государства. Все ведь знают, что, как только речь заходит о какой-то стране, первым делом вспоминают о писателях, исполнителях, композиторах. Когда мы говорим - Россия, мы сразу вспоминаем Достоевского, Чайковского, Рахманинова, Толстого. Но в последнее время в России об этом совершенно не думали, и уже два-три поколения для классической музыки мы потеряли. У нас действительно очень много талантливых детей, талантливых певцов, но и с ними происходит трагедия: когда ребята заканчивают консерваторию, им некуда приткнуться. Законодательство такое дурацкое, что невозможно выгнать из театра людей, которые творчески не могут работать. Скажем, некая пупкина не имеет голоса и не выходит на сцену, но она имеет при этом ребенка, и мы обязаны давать ей работу, а талантливейшие молодые артисты, которые приходят пробоваться в театр, никак не могут туда попасть, потому что все места заняты. И наши таланты уезжают из России, их с большим удовольствием берут во всех театрах мира.

    РГ : Вы ведь хотели открыть свой оперный театр?

    Образцова : Я практически похоронила эту идею, потому что наткнулась на полное непонимание чиновников и их нежелание помочь. Пока они там совещаются и выдрючиваются, может, у моей могилки и примут решение построить театр.

    РГ : Что для вас в искусстве всегда остается непреложным?

    Образцова : Нести людям добро и любовь. Заставить их думать, блаженствовать, страдать, будить в них эмоцию счастья.

    РГ : А что для вас было самым большим счастьем?

    Образцова : Рождение моей дочки. Я обожаю Леночку и своего внука Сашу, которому уже 20 лет. Время бежит так быстро! А у меня его никогда нет. Работаю до бесконечности.

    Поделиться