07.07.2009 06:00
    Поделиться

    Барак Обама высказал готовность США создавать с Россией совместную систему ПРО

    Вчера в Кремле прошли переговоры Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Впрочем, оба президента ставили себе еще большие задачи, чем те, которые предполагаются в рамках рабочего визита.

    Отправляясь в Россию, Барак Обама рассчитывал не просто на предметный открытый диалог - он надеялся, что здесь, в Москве, сможет лучше понять Россию, ее лидеров, ее политику. Такая возможность ему представилась сполна - программа рабочего визита Обамы насыщена не только официальными переговорами. В этом плане очень символичными выглядят подаренные президенту США копии писем российского императора Александра II президенту Аврааму Линкольну, датированные 1860-1864 годами. В этой переписке император подписывался "Ваш добрый приятель" и рассказывал о личном - о важных событиях в жизни своей семьи.

    В августе 2005 года начинающий сенатор Обама приехал в Пермь для проверки хода программы по ликвидации устаревших видов стратегического оружия, средства на которую выделял и Вашингтон. До начала переговоров Дмитрий Медведев подарил гостю небольшую брошюру, в которую вошел фотоотчет о сотрудничестве министерств обороны России и США. В этой подборке фотографий оказались в том числе объекты, инспектировавшиеся Обамой четыре года назад.

    Возвращение в Россию для президента Обамы снова отчасти оказалось связано со стратегическим наступательным вооружением. Заключение нового Договора о СНВ фактически стало первым крупным совместным делом президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы в рамках так называемой перезагрузки российско-американских отношений. 1 апреля в Лондоне главы государств выступили с инициативой о начале разработки нового СНВ, который придет на смену действующему документу, чей срок истекает 5 декабря.

    Вчера президенты вышли на понимание того, каким по структуре должен быть новый договор. Подписанный ими документ так и называется - "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений. В первом же пункте Медведев и Обама оговорили количественные параметры будущего СНВ. "Это те новые параметры, в рамках которых и будет теперь идти диалог", - подчеркнул российский лидер. Главы государств постановили, что максимальный уровень для боезарядов должен лежать в пределах 1500-1675 единиц, а ограничение по носителям составит 500-1100 единиц.

    Естественно, это не окончательные значения. Особенно большим выглядит разрыв для носителей. Скорее всего, стороны так и не пришли к окончательному и даже близкому согласию по этому аспекту будущего СНВ. Россия, как известно, предлагала сократить их едва ли не втрое, а США - только в 1,5 раза. Из-за этого текст совместного понимания не могли согласовать вплоть до вечера воскресенья. В итоге заложили своеобразный минимум и максимум, договорившись, что окончательно договорятся в ходе дальнейших переговоров.

    Времени для долгих дискуссий у экспертов практически нет. Перед ними поставлена конкретная задача - завершить подготовку СНВ в ближайшее время, чтобы оно было подписано и представлено на ратификацию до конца года. "Этот договор должен быть заключен в этом году", - заявил Барак Обама.

    Для президента США новый СНВ явно выдается за рамки простого двустороннего сотрудничества Москвы и Вашингтона. "Мы являемся ядерными державами, и нам в качестве примера надо вести остальных за собой", - заявил Обама. А вопросы ядерного нераспространения становятся в мире все большей проблемой.

    "Ситуация в мире меняется не в лучшую, а в худшую сторону, - согласился Дмитрий Медведев. - В мире появляются новые страны, которые если не обладают, то потенциально могут обзавестись ядерным оружием. А в некоторых регионах само существование ядерного оружия может составить огромные проблемы",- подчеркнул российский лидер.

    "Это наша взаимная ответственность, и мы должны этим заниматься максимально тщательно", - занял позицию американского коллеги президент России.

    Барак Обама пошел дальше и предложил провести "ядерный саммит". "Мы пригласим все страны для участия в этом саммите для того, чтобы мы все вместе могли обсудить этот важный вопрос", - сказал американский лидер, имея в виду проблему нераспространения. И добавил, что это мероприятие может пройти в следующем году в Москве.

    Другая "милитаризованная" российско-американская тема - вопросы ПРО. Президенты приняли совместное заявление на эту тему. Документ носит общий характер. И как заявили по итогам переговоров в российском МИДе, стороны не смогли прийти к конкретным договоренностям. "В совместном Заявлении двух президентов сказано, что стороны намерены продолжить обсуждение, касающееся возобновления сотрудничества по реагированию на распространение баллистических ракет. Это означает, что мы пока не соглашаемся в оценке того, какие могут быть последствия тех или иных решений администрации США, для нас остается вопрос с третьим позиционным районом", - сказал замминистра иностранных дел Сергей Рябков.

    Действительно, в документе говорится лишь о том, что "Россия и США планируют продолжить обсуждение, касающееся установления сотрудничества по реагированию на вызовы распространения баллистических ракет. Наши страны активизируют поиск оптимальных путей укрепления стратегических отношений на основе взаимного уважения и общих интересов". Президенты также сообщают, что поручили "экспертам провести совместную работу по анализу баллистических ракетных вызовов XXI века и подготовить соответствующие рекомендации, имея в виду приоритетное использование политико-дипломатических методов".

    Впрочем, на итоговой пресс-конференции оба президента объяснили логику процессов, заложенных в совместном Заявлении, а заодно и рассказали, в чем состоят трудности в переговорном процессе, как можно сблизить позиции. Американским журналистам, с ходу вынесшим вердикт по поводу безнадежности этого предприятия, ответили оба президента. Каждый со своей позиции, но тем не менее с явным желанием эти позиции сблизить.

    "Нет, с нашей точки зрения, такого сценария, который позволит защититься от могучего российского арсенала, и мы не думали, что имело бы смысл увязывать дискуссии по ракетным системам, которые касаются совершенно другой угрозы", - сказал президент США. Но Дмитрий Медведев в очередной раз напомнил, что Россия, не имея ничего против в принципе системы ПРО, категорически возражает против создания 3-го позиционного района в Европе. И Барак Обама высказал готовность США создавать с Россией систему ПРО, защищающую обе страны от ракетных ударов третьих стран. "Мы хотели бы взаимодействовать с Россией для того, чтобы речь шла о создании системы, которая обеспечила бы, чтобы одна или 10 ракет, которые сбились бы с пути, которые исходили бы из третьего источника, чтобы у нас был потенциал, позволяющий нам предотвратить ущерб от этих ракет", - сказал он, пообещав как следует проанализировать наработки предыдущей американской администрации по созданию ПРО в Европе. И добавил: "Я думаю, что мы можем достичь таких договоренностей, хотя это, конечно, сложно".

    В этом направлении Дмитрий Медведев, также понимающий всю сложность вопроса, тем не менее готов работать. "Мы прекрасно понимаем, что количество угроз, в том числе угроз, связанных с баллистическими ракетами, ракетами средней дальности, к сожалению, не уменьшается, а растет, и нам нужно всем подумать, какую конфигурацию могла бы иметь глобальная система противоракетной обороны", - сказал российский президент.

    И как пример того, что нужно хотя бы пытаться искать точки соприкосновения, Дмитрий Медведев привел сам вчерашний диалог по ПРО. Отвечая скептикам, он напомнил, что при предыдущей американской администрации в обсуждении этого вопроса использовалась совсем другая логика. Решение принято, России это не угрожает, так что нечего и беспокоиться. Теперь же с российскими озабоченностями готовы считаться. "Что я хотел бы специально отметить, так это то, что наши американские партнеры в отличие от того, что происходило в последние годы, взяли паузу и проводят обследование этой ситуации, в результате которого будет сформулирована их окончательная позиция. Как минимум это также шаг вперед в смысле достижения возможного компромисса по этой довольно сложной теме", - подчеркнул Медведев.

    Ранее первым шагом для достижения возможного компромисса российский президент назвал то, что в совместном подписанном документе "говорится о взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями". Российский президент сообщил, что эта взаимосвязь СНВ и ПРО, которая констатируется в принятом документе, "открывает возможность тому, чтобы двигаться к сближению позиций друг друга". И Обама согласился этот вопрос обсудить.

    Между Вашингтоном и Москвой остаются некоторые различия во взглядах и в вопросах наведение мира и порядка в проблемных регионах мира. Например, в Афганистане. Российское руководство уверено, что одной военной силой вопросы терроризма здесь не решить. "Успех зависит от развития политической системы и экономики Афганистана, - уверен Дмитрий Медведев. - Успех будет зависеть от зрелости афганского государства и готовности афганского общества к переменам". Впрочем, вчера эта логика не помешала России заключить с США соглашение о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала в Афганистан через свою территорию.

    Не смогли президенты обойти стороной тему, которая в прошлом году вбила серьезный клин в российско-американские отношения. Российская сторона поднимать тему Грузии не собиралась, но президент США, конечно, не мог здесь промолчать - его бы как минимум не поняли в своей стране.

    - Я подтвердил нашу убежденность в том, что территориальная целостность Грузии должна уважаться, - заявил Барак Обама. - Мы также не согласны с нынешними границами Грузии. Но мы не заинтересованы в военном конфликте. Все эти вопросы должны быть урегулированы.

    Другой проблемный вопрос - отмена поправки Джексона-Вэника, - по словам источника в администрации президента, на переговорах Медведева и Обамы обсуждался, но никаких решений принято не было. По словам сотрудника Кремля, "вопрос поднимался по инициативе американской стороны. С российской стороны были даны комментарии по этому вопросу, свои отношения к поправке высказал президент Дмитрий Медведев, он высказал и наши предложения по поводу решения этой проблемы".

    Вообще, Москва и Вашингтон планируют возобновить активное взаимодействие по многим направлениям. Специально для этого создается российско-американская Президентская комиссия, сопредседателями которой выступят лично главы государства, а координировать работу комиссии будут главы внешнеполитических ведомств. Улучшенный вариант известной комиссии "Черномырдин - Гор" займется широким спектром вопросов, начиная от внешней политики и борьбы с терроризмом и заканчивая образовательными и культурными обменами.

    - От совместного лидерства России и США действительно зависит решение очень многих мировых проблем, - заявил Дмитрий Медведев. - Наша страна хотела бы достичь такого уровня взаимодействия с США, который будет реально достоин XXI века, который будет обеспечивать международный мир и безопасность.

    Поделиться