Поделиться

    ВМФ России впервые показали миру "Юрия Долгорукого"

    Главком ВМФ рассказал президенту России, чем должен отличаться эхолот от лохотрона

    В минувшие выходные российским, и не только, телезрителям впервые показали, как выглядит и держится в своей стихии новый подводный крейсер стратегического назначения, для которого создается ракетный комплекс "Булава".

    Легальным поводом стало решение президента России Дмитрия Медведева выйти в Белое море, чтобы перед важным совещанием в Северодвинске своими глазами увидеть долгожданный корабль, проходящий сейчас заводские испытания. На катере главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого и в его сопровождении глава государства и Верховный главнокомандующий приблизился к атомоходу, который находился в этот момент в надводном положении недалеко от заводской акватории Севмаша.

    Выход в море был короткий, но даже за это время Дмитрию Медведеву, надо думать, успели рассказать, что испытания начались 19 июня и продлятся в специально оборудованном полигоне не менее двадцати дней. Еще до их начала главком ВМФ заявил журналистам, что "особое внимание будет уделено шумности". И здесь, как следует из его диалога с президентом, который попал в воскресную программу "Вести", обнаружились проблемы. Эхолот, которым принято измерять глубины, гремит "на весь океан", пожаловался главком. И это демаскирует корабль. Тут же выяснилось, откуда поступила на "Юрий Долгорукий" негодная система и назван разработчик-монополист - питерский "Океанприбор". Президент понимающе кивнул и предложил с такими безответственными поставщиками не церемониться, а искать замену...

    Всего несколько реплик, которыми обменялись между собой Дмитрий Медведев и Владимир Высоцкий, когда обходили на катере новый ракетоносец, дали специалистам богатую пищу для комментариев. И еще раз напомнили, в каких условиях создавался новый корабль, как выстраивалась под него научная и производственная кооперация. Ведь к 1996 году, когда на Севмаше состоялась его символическая закладка, существовавшая в рамках союзного минсудпрома кооперация была практически полностью разрушена. По словам главного строителя Севмаша Андрея Дьячкова, ее восстанавливали в буквальном смысле по крупицам - совместными усилиями с проектантом - ЦКБ "Рубин", при поддержке Военно-морского флота и Министерства обороны.

    В апреле 2007 года, при большом стечении высоких чинов - в погонах и без, "Юрий Долгорукий" был наконец выведен из стапельного цеха. И слова, которые произнес тогда генеральный директор ЦКБ морской техники "Рубин" Владимир Здорнов, многим врезались в память: "Этот корабль, как ребенок, рождался в муках, - признался он. - Нам предстоит еще научить корабль ходить, разговаривать, причем на очень серьезном и громком языке. Я уверен, что мы с этой задачей справимся".

    Еще два года и два месяца "Юрий Долгорукий" находился у достроечной набережной. И то внимание, что было приковано к нему, вполне объяснимо: ведь это не просто головной корабль в новой серии ракетоносцев, но и вообще первая ракетная АПЛ, построенная в суверенной России. Последний раз подобный корабль проводили от набережной Севмаша девятнадцать лет назад.

    Чтобы таких перерывов больше не случалось, у России должна быть долгосрочная программа кораблестроения - адекватная мировым вызовам и соразмерная экономическим возможностям государства. Именно этому посвящалось закрытое совещание, которое провел президент Дмитрий Медведев на Севмаше после короткого выхода в море и первого знакомства с "Юрием Долгоруким".

    Поделиться