02.07.2009 02:00
    Поделиться

    Госдума примет законопроекты, направленные на защиту пенсионеров

    Принимаемые Госдумой новые законы позволят повысить пенсии тем, кто заработал их в советские годы, и увеличить наиболее важные социальные пособия

    В пятницу, 3 июля, Госдума будет принимать в окончательном чтении законопроекты, направленные на защиту, пожалуй, самой незащищенной категории жителей нашей страны - пенсионеров.

    О том, для каких категорий пенсионеров и на сколько вырастет пенсия и что изменится для тех, кто зарабатывал ее еще в советские годы, - наш сегодняшний разговор с вице-спикером Госдумы, секретарем президиума Генерального совета партии "Единая Россия" Вячеславом Володиным.

    Прибавка для 36,5 млн человек

    Российская газета: Вячеслав Викторович, в чем суть этих законопроектов?

    Вячеслав Володин: Их принятие позволит повысить пенсии, и прежде всего тем, кто зарабатывал их в советские годы. Будут также увеличены наиболее важные социальные пособия - по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком. Для реализации этих мер предусматриваются соответствующие источники финансирования: переход от единого социального налога к страховым взносам. Н а эти цели направляется около 500 млрд рублей.

    Эти меры коснутся 36,5 млн граждан нашей страны, которые получат увеличение пенсий в среднем на 1700 рублей. Те, кто работал до 2002 года, получат прибавку к пенсии в размере 10% плюс по 1% за каждый год работы до 1991 года. То есть чем больше стаж, тем больше будет сумма прибавки. Благодаря такому подходу существенно вырастут пенсии людей старшего поколения, труд которых, к сожалению, не получил должной оценки их пенсионных прав в ходе пенсионной реформы 2002 года. Сейчас мы меняем эту ситуацию.

    РГ: Что еще, кроме этого, предусматривают законопроекты?

    Володин: Устанавливается социальная доплата до величины прожиточного минимума пенсионера, если его совокупный доход ниже этого показателя. Финансироваться эти доплаты будут за счет средств федерального бюджета. В 28 регионах страны, где прожиточный минимум выше федерального, органы исполнительной власти субъектов смогут устанавливать свою доплату, а федеральный бюджет будет ее региону компенсировать за счет межбюджетных трансфертов с учетом бюджетной обеспеченности. На эти цели предусмотрено дополнительно около 43 млрд рублей. Таким образом, мы добьемся того, что ни один пенсионер не будет жить за чертой бедности.

    Будет решена еще одна серьезная проблема: вернемся к системе определения размера пенсий по группам инвалидности, на чем настаивали наши избиратели, общественные организации инвалидов.

    РГ: В ходе разработки этих инициатив было решено перейти от ЕСН к страховым взносам. Для чего эта мера вводится?

    Володин: Это необходимо для устойчивости и сбалансированности Пенсионного фонда, который сегодня на 80% финансируется из бюджета, а значит, пенсия зависит не столько от трудового вклада, сколько от экономической ситуации в стране.

    Кроме того, это позволит упростить индексацию трудовой пенсии: она не будет делиться на базовую и страховую части, станет индексироваться по единым правилам в соответствии с ростом заработной платы и доходами Пенсионного фонда.

    Кроме того, с 2015 года, как это и принято во всем мире, после 30 лет трудового стажа будут начисляться 6% к пенсии за каждый дополнительный год работы. Эта мера тоже разрабатывалась с учетом предложений наших ветеранов.

    РГ: Почему решили отталкиваться именно от стажа работы, а не от заработка, например?

    Володин: Стаж - наиболее универсальный критерий. Он очень четко показывает размер трудового вклада пенсионера. Другие критерии, на наш взгляд, менее объективны. Можно было бы считать по возрасту, но здесь нужно учитывать, что в разном возрасте вклад в пенсионную копилку может быть у людей разный.

    Если идти по заработку, то это означает, что мы значительную часть населения оставим без прибавок. Вспомните, какая была заработная плата в советское время! Особенно на селе, когда, во-первых, заработная плата выплачивалась за трудо дни, а во-вторых, зачастую натуроплатой. Нянечки, воспитатели дет ских садов, работники бюджетной сферы получали мизерную зарплату. Зато стаж у них - большой!

    РГ: Повышение тарифа страховых взносов с 26 до 34% не станет ли дополнительной нагрузкой на предпринимателей?

    Володин: 34% - это больше, чем та планка, которая существует на сегодняшний день. Но меньше, чем было до 2001 года, когда тариф во все внебюджетные фонды составлял 37% и еще 1% уплачивался из заработка человека. До 2005 года тариф был 35,6%.

    Что касается интересов бизнеса, вернемся к этому вопросу при обсуждении налогового законодательства и бюджета на предстоящие годы и, думаю, найдем решения проблемы, какие-то иные меры стимулирования.

    Надо четко понимать: повысить пенсии возможно либо увеличивая пенсионный возраст, либо налоговую нагрузку на бизнес. Другого не дано! Сочетать интересы работников и работодателей - процесс сложный и взаимообусловленный. Это как два сообщающихся сосуда. Но если этого не делать, то финансировать расходы пенсионной системы придется за счет бюджетных средств. А это означает возврат к старой пенсионной системе, когда пенсия не зависит ни от заработка, ни от трудового стажа.

    РГ: Кстати, какова позиция "Единой России" по поводу повышения пенсионного возраста?

    Володин: Никакого повышения быть не должно. И пока "Единая Россия" находится у власти - будем стоять на этой позиции. Ее неоднократно высказывал лидер нашей партии, глава правительства РФ Владимир Путин.

    Если человек хочет работать по достижении пенсионного возраста, это его право. Более того, как уже говорил, будем таких людей стимулировать, начисляя дополнительно 6% к пенсии за каждый дополнительный год работы. Но, еще раз подчеркну, это должно быть исключительно добровольное решение человека.

    РГ: После принятия новых законов, сколько будут получать на конец этого года, например, участники Великой Отечественной войны?

    Володин: Для этой категории пенсия с учетом единовременных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения составит 19 895 руб.

    РГ: А для инвалидов Великой Отечественной войны?

    Володин: Инвалиды будут получать 20 065 руб., вдовы погибших военнослужащих - 15 017. При этом средний размер пенсии по старости составит 6617 руб.

    Что не нравится оппозиции?

    РГ: В начале нашей беседы вы сказали, что законопроекты не только повлияют на повышение пенсий, но вырастут и социальные пособия.

    Володин: Сегодня максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности - 18 720 рублей. С переходом на новую систему расчета он составит от 20 750 рублей (при стаже до 5 лет) до 34 583 рублей (при стаже более 8 лет). Также увеличится размер пособия по беременности и родам, который сегодня не может быть выше 25 390 рублей. Теперь оно может составить 34 583 рубля. Аналогично пособие по уходу за ребенком возрастет с 7194 рублей до почти 14 000 рублей, что, конечно, скажется на благополучии семей, имеющих детей.

    РГ: Увеличение действительно ощутимое. Почему же тогда оппозиция принялась отчаянно критиковать эти решения, да и вообще пенсионную систему?

    Володин: Когда принимается эффективное решение, совершенно очевидно, что оно будет поддержано жителями страны, а это, естественно, ударяет по оппозиции, выбивает из-под них электоральную базу.

    Давайте будем объективны: реформа 2002 года была направлена на тех, кто выходил на пенсию в тот год и последующие. Для них были предусмотрены очень важные новации.

    Напомню, если кто-то забыл. Социально-экономическая ситуация в стране была наисложнейшая. После дефолта 1998 года еще не было восстановлено производство, вся экономика "сидела" на взаимозачетах, были многомиллиардные долги по заработной плате, многомесячные задержки по выплате пенсий и стипендий. И в этих условиях принимается беспрецедентное по мере ответственности перед гражданами страны политическое решение - приступить к пенсионной реформе.

    Переход на единый социальный налог, придание платежам в государственные внебюджетные фонды безвозмездного налогового характера позволило проводить в 2001-2005 годах государственную политику снижения налогового бремени на экономику.

    В 2001-2002 годах при введении плоской шкалы налога на доходы физических лиц произошло увеличение доли фонда заработной платы в ВВП.

    Были существенно увеличены размеры пенсий определенным категориям пенсионеров: жителям блокадного Ленинграда, женам военнослужащих, людям, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям. Предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости любому из родителей инвалидов с детства.

    Снято ранее существовавшее ограничение на получение пенсии в полном объеме для работающих пенсионеров. Кроме того, работающие военные пенсионеры получили право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии в соответствии с суммами страховых взносов, поступившими на их лицевые счета.

    РГ: А как скажутся нынешние изменения на существующей пенсионной системе?

    Володин: Они не меняют пенсионную систему. Принимаемые законопроекты предусматривают, во-первых, возрождение системы социального страхования и, во-вторых, реализацию двух программ по повышению пенсий: повышение денежной оценки пенсионных прав людям, выработавшим стаж в советское время, и установление социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера, чей совокупный доход ниже этого показателя.

    Пенсия - не ниже 40 процентов заработка

    РГ: Возможно ли брать страховые отчисления со всего заработка?

    Володин: Размер страхуемого заработка был определен в сумме 415 тыс. рублей. Это 135% от среднего заработка в год по стране на сегодняшний день! Такие заработки имеют до 97% населения. Для тех, у кого зарплата превышает эту сумму, действует система добровольного пенсионного страхования, которая предполагает, в том числе, софинансирование как со стороны государства, так и работодателя. Это вполне цивилизованный, общеевропейский подход.

    Если брать страховые взносы со всего заработка, то надо понимать, что тем, кто получает миллионы рублей, надо будет платить соответствующую пенсию - от 400 тыс. и выше. А это непросто. Мы что, хотим создать такую ситуацию, когда будем брать страховые взносы от всего заработка, при этом прекрасно понимая, что пенсию с этого дохода не дадим никогда?

    Реализовать эти предложения возможно, лишь установив очередное ограничение - максимальный размер пенсии. А это неизбежно приведет, с одной стороны, к уравниловке, с другой - к нарушению конституционных прав граждан, поскольку повышенный размер взносов предполагает равно и повышенный размер пенсий.

    РГ: Что будет с так называемыми нестраховыми периодами, в частности годами учебы?

    Володин: Если обратиться к международному опыту, то, подчеркну, нигде в мире учебу в страховой стаж не засчитывают. Предполагается, что человек с высшим или средним специальным образованием имеет более высокую квалификацию и большую заработную плату, чем тот, кто не учился. А значит, за меньший период времени работы делает большие отчисления в страховые фонды, чем работник, у которого нет образования, менее квалифицированный труд. Таким образом, обеспечивается некий социальный баланс для этих двух категорий.

    Переход на страховые принципы предполагает: кто сколько платит страховых взносов, тот столько и получает пенсионных прав. И когда мы пытаемся пенсионную систему использовать для иных целей, скажем, стимулировать получение образования, рождение детей, переезд в другую местность, следует четко представлять, что это возможно только в случае, когда отбираются деньги (страховые взносы) у одних и перераспределяются в пользу других. Это абсолютно неправильный подход.

    РГ: Какая проблема сегодня наиболее актуальна для наших пенсионеров?

    Володин: Проблема одна - пенсии у нас, к сожалению, остаются невысокими. Не случайно президент Дмитрий Медведев и председатель правительства Владимир Путин из всего спектра вопросов выделили именно этот и постоянно им занимаются. Государство приступает к совершенствованию пенсионной системы в непростых экономических условиях, но это необходимо делать именно сейчас. Поставлена задача через систему повышения пенсий довести соотношение среднего размера трудовой пенсии гражданам, у кого пенсионные права были сформированы в советский период, до 2,5 прожиточного минимума пенсионера. Что касается тех, кто сравнительно молод: при наличии 30-летнего страхового стажа государство будет гарантировать им пенсию на уровне не ниже 40% заработка, от которого эта пенсия исчислялась.

    Партия "Единая Россия" поддержит важнейшие социальные инициативы руководства страны, направленные на повышение пенсионного обеспечения жителей нашей страны. Ведь достойная жизнь наших пенсионеров - это ответственность власти, всего общества.

    Поделиться