26.06.2009 06:00
Поделиться

Кризис в Иране "обокрал" рабочий график глав МИД "восьмерки"

В то время, когда все мировые СМИ полны лишь новостями и подробностями вокруг смерти Майкла Джексона, в итальянском порту Триест собрались министры иностранных дел "большой восьмерки", чтобы окончательно решить, какие именно темы будут обсуждаться через двенадцать дней на саммите "восьмерки". Приехавшим же на встречу глав МИД  журналистам оказалось крайне трудно убедить своих шефов в том, что в пятницу помимо короля поп-музыки есть еще и другие международные новости.

"О чем вы говорите? Какие итоги переговоров? Вы ведь лучше других знаете, что новость номер один смерть Джексона. Остальное отодвинулось на десятые позиции", - заявил один из членов российской делегации в Триесте, когда я попытался узнать у него, о чем говорят министры за закрытыми дверьми. Но тут же улыбнулся и добавил: "Я, конечно, же шучу. Что именно вас интересует?"

Интересовало многое. Что, к примеру, "восьмерка" наконец собирается противопоставить сомалийским пиратам. Или как можно вернуть Северную Корею за стол переговоров? А также когда появится новая экономическая мировая модель? Ожидалось, что главам государств "восьмерки" министры иностранных дел предложат шесть тем для обсуждения в разных форматах. В действительности же оказалось, что их будет девять: ситуация в Африке, региональные кризисы, ситуация вокруг КНДР, пиратство, Ближний Восток, Афганистан и Пакистан, нераспространение оружия массового уничтожения, мировой экономический кризис и, конечно же, Иран.

Впрочем, как выяснилось на итоговой пресс-конференции, если ситуация в Тегеране за оставшиеся неполные две недели не измениться, то главам государств "восьмерки", видимо, придется львиную долю времени саммита выделить на обсуждение именно ситуации в Иране. Во всяком случае, было очевидно, что в Триесте иранский кризис буквально заставил министров иностранных дел задвинуть остальные темы на "вторые роли".

Пресс-конференция не стала исключением. Всего один вопрос был задан не по иранской теме. Главу МИД России Сергея Лаврова спросили, какие темы предстоящего саммита Москва считает приоритетными. В ответ российский министр не стал делить обозначенные темы на первичные и вторичные, но отметил, что необходимо как можно быстрее приступить к разработке реально действующей новой мировой экономической модели с учетом многополярности. Однако, как выяснилось, ни американских, ни британских, ни японских, ни немецких журналистов в настоящее время проблемы массовых увольнений и банкротств мировых финансовых гигантов мало интересуют. Только Иран и точка.

В итоговом заявлении министров иностранных дел "восьмерки" иранскому кризису был отведен целый раздел. А на итоговой пресс-конференции участники встречи явно не пытались быть крайне дипломатичными. К примеру, глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмаер назвал ситуацию в Иране возмутительной. А его британский коллега Дейвид Милибенд отметил, что "убийства в Тегеране являются свидетельством неспособности иранского правительства навести порядок". Он также подчеркнул, что любые обвинения западных государств в том, что именно они являются главными организаторами протестов, "не имеют под собой никаких оснований".

Тем не менее, итоговое заявление по Ирану большинство журналистов посчитало крайне мягким, что, по их мнению, граничит с поддержкой иранского лидера Махмуда Ахмадинежада. О чем в разной форме участников встречи в Триесте спрашивали неоднократно. С такой оценкой текста итогового заявления Лавров не согласился: "Мы, естественно, выражаем серьезнейшую озабоченность применением силы, гибелью мирных граждан. При этом мы не вмешиваемся во внутренние дела Ирана и исходим из того, что все вопросы, которые возникли в контексте выборов, будут решены в соответствии с демократическими процедурами. Текст заявления в целом является полезным. Во всех смыслах".  

При этом российский министр напомнил, что никто не снимал с повестки дня переговоры по иранской ядерной программе. "Не думаю, что в позиции иранского руководства будут какие-то изменения. Надо быть к этому готовым и проявлять терпение. Мы должны руководствоваться согласованной позицией". С чем все остальные министры были полностью согласны. А глава итальянского МИДа лишь добавил, что никто из членов "восьмерки" не собирается, как бы ни старались журналисты, делать чересчур резких заявлений. Во всяком случае пока: "Не думаю, что разрыв с Ираном был бы полезен для международных отношений. Рука должна остаться протянутой. Но она не будет вечно протянутой".