23.06.2009 03:10
    Поделиться

    Александр Баженов: Нижегородские агентства по взысканию долгов в погоне за прибылью нарушают закон

    Управление министерства юстиции (МЮ) РФ по Нижегородской области преобразовано в Главное управление. Теперь, помимо реализации своих прежних полномочий, оно осуществляет координацию деятельности территориальных органов минюста в ПФО и взаимодействие с аппаратом полпреда президента РФ в ПФО.

    О том, как в связи с этим изменится работа ведомства, куда жители округа могут пожаловаться на работу нотариусов и адвокатов и когда коллекторские агентства будут под контролем государства, "РГ" в ходе "круглого стола", подготовленного на основе обращений читателей, рассказал начальник Главного управления МЮ РФ по Нижегородской области Александр Баженов.

    Российская газета: Александр Геннадьевич, какие задачи стоят перед вашим ведомством?

    Александр Баженов: Одна из важнейших - обеспечение единства правового пространства на территории регионов, расположенных в Поволжье. Это участие в нормотворческой деятельности, выявление в законах коррупциогенных факторов. Кроме того, мы осуществляем контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата, в том числе ведение реестра адвокатов, выдачу лицензии на право нотариальной деятельности. Поэтому управление ведет еще и постоянный мониторинг их деятельности - проводит проверки, рассматривает жалобы, регистрирует и контролирует НКО.

    РГ: Кстати, об адвокатах. В редакцию "РГ" поступило несколько сообщений от читателей о том, что ваше управление отказывает во внесении сведений в реестр адвокатов Нижегородской области. Проясните ситуацию.

    Баженов: Ведение реестра адвокатов области и выдача им удостоверений ведется нами согласно административному регламенту, утвержденному минюстом РФ. Однако с ноября прошлого года Палата адвокатов стала представлять документы, не отвечающие требованиям регламента, - проблемы на самом деле чисто формальные. В результате адвокаты стали обжаловать наши решения по отказу в регистрации в суде. Но мы закон соблюдаем и претензии адвокатам следовало бы переадресовать к своей Палате. Нашу правоту подтвердила и прокуратура области.

    Выходом из сложившейся ситуации должно стать оформление Палатой адвокатов документов, необходимых для внесения сведений в региональный реестр, в соответствии с требованиями регламента.

    РГ: Какова роль ваших специалистов в правовой экспертизе законодательных актов?

    Баженов: Ежемесячно в управлении проходят экспертизу более 100 нормативных правовых актов. Одним из элементов этой работы является анализ положений уставов муниципалитетов на предмет соответствия федеральному законодательству. Практика показывает, что не все органы местного самоуправления четко и ясно представляют себе его требования. Достаточно сказать, что несоответствия с федеральными законами мы находим практически в каждом пятом уставе поселений!

    Многие муниципалитеты несвоевременно реагируют на динамично меняющееся законодательство. Для исправления ситуации мы оказываем им практическую помощь - проводим комплексные совещания "День юстиции" в районах области, консультируем местных специалистов.

    РГ: Как в регионе обстоят дела с некоммерческими, в том числе религиозными, организациями? Есть ли среди них экстремистские?

    Баженов: Приволжский округ - один из самых мультиконфессиональных и многонациональных. Только в нижегородском управлении зарегистрированы 575 религиозных организаций, представляющих различные течения. Поэтому для большей объективности оценки их деятельности мы проводим религиоведческие экспертизы, к которым будут привлекаться ведущие ученые, представители духовенства и общественных организаций. Уже разработано положение и формируется Совет, в состав которого войдут специалисты вузов, а также Общественной палаты региона. Пока экстремистских организаций нами обнаружено не было.

    Появились антиколлекторские структуры, предлагающие услуги по уходу от выпат задолженностей

    Всего в регионе сейчас зарегистрировано около пяти тысяч некоммерческих организаций. Здесь ситуация более сложная. О своей деятельности за прошлый год перед нами отчитались лишь 45 процентов организаций. Это значит, что тем, кто не предоставил необходимые сведения, будет уделяться особое внимание, ведь отчет - это свидетельство того, что НКО продолжает действовать. Если выяснится, что организация уже не существует, то она может быть ликвидирована. Но мы не собираемся рубить с плеча, к каждой ситуации подойдем индивидуально.

    РГ: Минюст РФ предлагает целый ряд уголовных правонарушений перевести в разряд административных. Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость таких поправок?

    Баженов: В Нижегородской области более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы. Примерно 45 процентов отбывают наказание не первый раз. Около трети из них не старше 25 лет. Ни для кого не секрет, что тюрьма не "перевоспитывает", а служит местом повышения криминальной квалификации. Кроме того, содержание раздутой пенитенциарной системы стоит очень дорого.

    С учетом этого к лишению свободы следует прибегать только в отношении совершеннолетних, виновных в тяжких насильственных преступлениях. За имущественные, экономические, должностные и прочие преступления целесообразно применять меры наказания, не связанные с лишением свободы.

    РГ: Министр юстиции Александр Коновалов заявил о привлечение коллекторских агентств к исполнению судебных решений и необходимости поставить эту деятельность под контроль государства. Какова ситуация в этой сфере в Нижегородской области?

    Баженов: В последнее время коллекторская деятельность получила широкое распространение. Появились даже так называемые антиколлекторские структуры, предлагающие должникам услуги по уклонению от погашения задолженностей.

    В нашем регионе 10 коллекторских агентств. Кроме того, практически при каждом банке действует собственная служба безопасности, решающая аналогичные задачи. Их в регионе (без учета филиалов) 18.

    К сожалению, бывают случаи, когда коллекторские организации действуют, что называется, на грани фола, "в погоне за прибылью" преступают закон, прибегают к содействию криминальных кругов. Правильнее было бы предусмотреть лицензирование и контроль коллекторской деятельности по аналогии с частной охранной и детективной деятельностью.

    Кстати

    Получить консультацию или оставить свою жалобу жители округа могут по следующим телефонам. По действиям нотариусов, адвокатов и загсов: (831) 439-78-18.

    По вопросам работы Федеральной службы судебных приставов или Федеральной службы исполнения наказаний: (831) 434-56-63.

    По вопросам деятельности НКО: (831) 411-93-21, (831) 411-91-60. Также свои вопросы вы можете отправлять по почте: 603950, Нижний Новгород, ул. 1-я Оранжерейная, д. 46 или электронным письмом: upravlenie@minjust-nn.ru

    Поделиться