19.06.2009 03:00
    Поделиться

    Выставка "Ле Бурже-2009" обозначила новые тенденции развития авиации

    Основные капиталы на мировом рынке аэрокосмической техники перетекают в гражданское самолетостроение и космические проекты. Такой вывод можно сделать, анализируя итоги нынешнего салона.

    В отличие от прошлых лет он не отметился какими-либо грандиозными контрактами или летательными аппаратами нового поколения. Кризис заставил пересмотреть многие планы и проекты. Зато переговорная составляющая салона была, наверное, самой активной за всю столетнюю историю авиасалона.

    На "Ле Бурже-2009" основные переговоры велись вокруг мирных проектов. И тут Россия оказалась просто в выигрышном положении. Завершены работы по созданию регионального самолета нового поколения, который без лишней скромности назвали "Суперджетом". Впрочем, американцы свой перспективный "Боинг-787" вообще нарекли "лайнером мечты". Работы над мечтой идут тяжело, несмотря на огромные капиталовложения. Сдвинулись сроки сдачи в эксплуатацию европейского аэробуса-гиганта А-380. Прорывные машины делать непросто. Однако именно они определят лицо гражданской авиации в новом веке. Поэтому интерес ведущих авиакомпаний к ним остается высоким.

    Если "Сухой Суперджет-100" станет завоевывать рынок в ближайшее десятилетие, то на более отдаленную перспективу у нас тоже есть задел. Россия приступила к созданию настоящей супермашины для гражданской авиации - магистрального самолета МС-21. Задумывается этот лайнер именно как прорывной самолет, в котором сосредоточатся все новейшие достижения отечественной и зарубежной авиационной науки. Выпускаться он будет корпорацией "Иркут", имеющей европейскую сертификацию производства. К слову, это единственное отечественное авиапредприятие, у которого есть подобный сертификат качества.

    Предполагается широкая международная кооперация по работе над этой машиной, и на "Ле Бурже-2009" ведущие авиастроительные фирмы мира, можно сказать, наперебой предлагали свои услуги на очень выгодных условиях. Президент "Иркута" Олег Демченко сказал, что, возможно, на Московском салоне "МАКС-2009", который откроется в августе, будут названы имена некоторых зарубежных участников проекта МС-21. Если проект состоится, то Россия получит колоссальный выигрыш на мировом рынке, так как к проектированию подобных машин еще не приступали ни на "Эрбасе", ни на "Боинге".

    Еще более интересные перспективы у нас в области продажи космических услуг и технологий. Россия завершает строительство экваториального космодрома Куру во Французской Гвиане. Пусковые услуги Роскосмоса дешевле американских и европейских. А создание носителя нового поколения "Ангара" даст ощутимые технологические преимущества.

    Наша страна предлагает к совместному производству и эксплуатации космические аппараты нового поколения, аналогов которым в мире нет. На салоне "Ле Бурже-2009" просто блистало "НПО Лавочкина". Предприятие отвечает за научный и информационный Космос и всегда считалось мировым лидером в этих направлениях. По словам руководителя НПО профессора Георгия Полещука, сформирована достойная программа космических исследований, под которую выделены большие деньги, и они осваиваются максимально эффективно.

    В этом году в НПО завершаются работы над созданием двух спутников типа "Спектр" для изучения дальнего Космоса. Сегодня этим занимаются только европейцы и американцы. Практически готовы аппараты для полетов к дальним планетам.

    Уже в этом году должен стартовать в направлении Марса совершенно уникальный космический аппарат. На него возложено выполнение трех миссий: полет к Красной планете, работа на ее орбите и посадка на спутник Марса - Фобос. Наш аппарат возьмет пробу грунта с этого спутника, затем стартует и доставит уникальный груз на Землю. На своем борту аппарат несет двадцать два научных прибора, над которыми работали специалисты семи стран, а также китайский спутник, который будет летать вокруг Марса. На "Ле Бурже-2009" подписано соглашение с Францией, французские наземные системы будут дублировать управление полетом.

    Готовятся спутники для полетов к Луне и строительства там роботизированной базы по проекту Luna-Glob. Прежняя лунная программа Советского Союза возрождается на качественно новом уровне и в широкой международной кооперации.

    Роскосмос оказался тем участником на "Ле Бурже-2009", предприятия которого почти каждый день работы салона подписывали соглашения и контракты. Их финансовая составляющая не разглашалась, но речь можно вести о сотнях миллионов евро.

    По словам руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова, мы очень тесно сотрудничаем с американским NASA и Европейским космическим агентством, сверяя друг с другом как национальные, так и международные программы.

    На "Ле Бурже-2009" завершились рабочие дни специалистов. В пятницу начинается нашествие простых любителей авиации. Число их будет превышать сотню тысяч человек в день.

    Поделиться