18.06.2009 04:00
    Поделиться

    Алексей Волин: Новый документальный проект Первого канала поведает всю правду о советской истории

    На Первом канале готовятся пять мини-сериалов о малоизвестных эпизодах советской истории

    Это пять проектов по четыре серии в каждом, сделанные в жанре "докудрамы":

    Они называются "Заговор маршала", "Земля обетованная от Иосифа Сталина", "И примкнувший к ним Шепилов", "В одном шаге от Третьей мировой" и "Осведомленный источник в Москве". Каждый из них посвящен отдельному историческому персонажу. Герои - маршал Тухачевский, Алексей Большаков, Виктор Луи, Дмитрий Шепилов и другие. Алексей Волин - главный автор и сопродюсер исторических новинок - рассказал о них обозревателю "РГ".

    Российская газета: Предложение снять подобные фильмы - ваше?

    Алексей Волин: По поводу жанра мы говорили, что он нам интересен. Несколько тем были предложены нами, в частности, тема Тухачевского и заговоров 1937 года. Мы предлагали историю про использование Сталиным еврейских организаций во время Второй мировой войны и после нее, включая участие СССР в создании государства Израиль. А также - идею антихрущевского заговора 1957 года, из которой родился фильм о Шепилове. У Константина Эрнста было две собственные идеи, которые он предложил нам делать. Это касалось Алексея Большакова - человека, который выступил связным между Кеннеди и Хрущевым во время Карибского кризиса. И это история о Викторе Луи - советском журналисте, работавшем на зарубежные издания, через которые на протяжении более чем 20 лет организовывался санкционированный "слив" правильной информации на Запад. Включая публикацию исправленных мемуаров Хрущева и Аллилуевой и отдельных деликатных международных как информационных, так и политических миссий, которые нельзя было решить на дипломатическом уровне.

    РГ: Но ведь зрители привыкли, что ваша компания - это сериалы, такие, как "Моя прекрасная няня". И ее продукция совсем другого плана, чем "докудрамы".

    Волин: За свою историю компания делала не только сериалы и телероманы. Она разнообразила свою продуктовую линейку. Были и мини-сериалы, в частности, "Общая терапия", и вертикальные сериалы - "Морозов". Снимали и сериалы премиум-класса, такие, как "Короли игры", который делался для СТС, а также проводили эксперименты с полнометражным кино и мультипликацией. Так что у нас не только телемыло...

    РГ: Сейчас в документалистике все отказываются от реконструкции событий, потому что - кризис, а это - вещь дорогостоящая. Как вы решили проблему?

    Волин: Снимаем несколько проектов в пакете, что позволяет несколько снизить издержки. В бюджет укладываемся. Что касается самой документалистики, то, на мой взгляд, она в старом понимании уже потеряла интерес для специализирующегося на ней зрителя. Потому что я как большой любитель документального кино могу сказать, что за последние несколько лет не видел ни одного нового кадра.

    РГ: Это при том, что запускаются новые громкие проекты?

    Волин: Мы говорим только про документальное кино. Это хроника, то, что было снято. Все возможные кадры, которые были сняты в период от 1920-х до 1960-х годов, уже были показаны. Сегодняшние "новинки" - это лишь известный видеоряд, снабженный другим монтажом и дикторским текстом.

    Более того, практика показывает, что чем больше вы привлекаете к участию в вашем проекте историков и профессионалов, тем более запутанной становится картина для зрителя. Потому что нет двух историков, которые бы одинаково трактовали одно и то же событие, равно как и нет двух очевидцев, которые про то, что наблюдали, сказали бы одну и ту же вещь. Поэтому мы решили, что можно показать зрителю нашу версию реконструкции исторических событий.

    РГ: Что такое историческая правда и существует ли она?

    Волин: Ее нет!

    РГ: То есть можно выдумывать все, что хочешь?

    Волин: Выдумывать нельзя! Можно выстраивать факты, которые известны, прописаны и опубликованы.

    Есть такая наука - источниковедение. Берется набор фактов и выясняется, насколько логично они дополняют друг друга. Потому что самый главный вопрос, на который нужно ответить: "Почему?"

    РГ: У нас в газете работает правнучка Рокоссовского. За то время, что я ее знаю, каждый год снимается по одному, а то и по два фильма о Рокоссовском. И о том же Тухачевском снято-переснято.

    Волин: Я еще не видел ни одного фильма про Тухачевского, в котором бы показывалось и доказывалось, что заговор был! А я абсолютно уверен в том, что это было так. Если предположить, что маршалы и генералы отправились на смерть просто, как скот на убой, ничего не попытавшись сделать... то грош цена таким маршалам и генералам.

    Я не знаю ни одного фильма, который был бы снят про Шепилова. Равно как я не знаю ни одного, который был бы посвящен историям попытки сместить Хрущева в 1957 году. Уже не говоря о том, что я не верю в ставшую классической историю о том, как в 1957 году собрался президиум ЦК и Екатерина Фурцева вышла под предлогом, что ей нужно в дамскую комнату, позвонила Жукову, и тот в течение нескольких часов привез на самолетах транспортной авиации в Москву членов ЦК, которые собрались на пленум и отменили решение президиума об отставке Хрущева. Я не верю, что у нас в стране без предварительной подготовки можно было найти такое количество транспортных самолетов, обнаружить членов ЦК и оперативно отправить их в Москву. Поэтому я являюсь сторонником версии о том, что Хрущев провоцировал своих противников на выступление против него на президиуме. А самолеты уже были наготове.

    Если говорить про "Землю обетованную от Иосифа Сталина", то у нас не было ничего о том, как Сталин посылал Михоэлса дезинформировать американцев в 1942 году. Что-то, конечно, в документалистике рассказывалось, но не было лент, рассказывающих о том, каким образом Советский Союз стабильно помогал государству Израиль и поставлял туда оружие для борьбы с англичанами и арабами.

    Про Виктора Луи вообще не было снято ни кадра. Карибский кризис - да, это более или менее отработанная тема, но непосредственно про Алексея Большакова тоже в кино никто ничего не рассказывал.

    РГ: Как вы представляете себе показ этих фильмов на ТВ?

    Волин: Это решать каналу. Но так как Первый заказал по четыре серии каждый, то могу предположить, что будут показывать один фильм в неделю.

    То, что колоссальное количество историков будет возражать, что это было не так, - мы к этому готовы. Летом мы уже закончим работу. А когда фильмы будут в эфире - тоже вопрос к каналу.

    подробности

    "Заговор маршала"

    Фильм о событиях 1937 года, в основе которых - конфликт Михаила Тухачевского и Иосифа Сталина. В нем принимали активное участие и внешние силы, пытавшиеся использовать внутриполитическую борьбу в СССР в своих интересах. В фильме есть и лирическая линия, рассказывающая о возлюбленных маршала.

    В ролях: Тухачевский - Андрей Чубченко, Сталин - Анатолий Дзиваев, Кузьмина - Анна Казючиц и другие.

    "Земля обетованная от Иосифа Сталина"

    С началом Великой Отечественной войны Сталин особое внимание стал уделять еврейским зарубежным организациям. С их помощью он надеялся ускорить открытие второго фронта и получить финансовую помощь от Запада. Фильм о том, как советское руководство разыгрывало еврейскую карту.

    В ролях: Михоэлс - Валерий Гаркалин, Молотов - Валерий Жаков, Берия - Владимир Щербаков, Эренбург - Александр Резалин и другие.

    "И примкнувший к ним Шепилов"

    О попытке сместить Никиту Хрущева с поста первого секретаря ЦК в 1957 году и об одном из участников этого процесса - Дмитрии Шепилове. Сначала он активно поддерживал Никиту Хрущева и был одним из соавторов доклада о культе личности на XX съезде партии, но после их отношения испортились, и Шепилов примкнул к заговорщикам в надежде, что смещение Хрущева поведет страну по более либеральному пути развития.

    В ролях: Шепилов - Юрий Васильев, Брежнев - Анатолий Васильев, Фаина - Анна Носатова, Маленков - Юрий Митрофанов и другие.

    "В одном шаге от Третьей мировой"

    О сотруднике главного разведуправления Алексее Большакове, который работал в США под прикрытием журналиста. Во время Карибского кризиса через него осуществлялся прямой неформальный контакт между Никитой Хрущевым и Джоном Кеннеди. Авторы предполагают, что именно действия Алексея Большакова помогли избежать третьей мировой войны.

    В ролях: Большаков - Дмитрий Щербина, его жена - Анна Яновская, Кеннеди - Александр Макагон, Гувер - Владимир Юматов, Аджубей - Дмитрий Прокофьев и другие.

    "Осведомленный источник в Москве"

    Через Виктора Луи с середины 60-х годов советское руководство организовывало санкционированные утечки необходимой информации за рубеж. Картина рассказывает об информационных войнах, которые вел Советский Союз, а также спецслужбах СССР, США и Велико британии.

    В ролях: Луи - Виктор Вержбицкий, Дженифер Луи - Ольга Ломоносова и другие.

    Поделиться