Субсидии на производство молока получили менее половины ставропольских крестьян

Стоимость молока, скупаемого заготовителями в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и у сельхозпредприятий, за последние два месяца снизилась на полтора и два рубля соответственно. В среднем по краю падение составляет более 15 процентов.

Чтобы крестьяне не избавлялись от дойных коров, правительство края на поддержку молочного животноводства выделило в этом году более 300 миллионов рублей. Из них 92 миллиона - субсидии частным подворьям, где держат буренок. Власти рассчитывали, что крестьянина (особенно в период финансового кризиса и традиционной безработицы на селе) хотя бы немного стимулируют два бюджетных рубля за каждый сданный для молокозаводов литр. Как оказалось, на деле людям выплачено всего 35,5 миллиона рублей - 38 процентов от поступивших в сельские бюджеты ассигнований. Почти половина районов "план по субсидиям" выполнила на два-семь процентов. В итоге дотируется только треть объема произведенного в хозяйствах сельского населения молока. Такая же ситуация сложилась и с оплатой услуг по искусственному осеменению животных. Из 1,4 миллиона рублей, выделенных из краевого бюджета, выплачено 160 тысяч - 11 процентов.

Кто виноват в сложившейся ситуации и как ее исправить, обсуждали на коллегии министерства сельского хозяйства края, куда были приглашены представители профильных управлений из районов Ставрополья. Это уже не первый серьезный разговор специалистов АПК "о молоке" в текущем году. И так не блестящее положение дел в отрасли продолжает усугубляться и объективными, и субъективными факторами. Главный удар по отрасли наносят закупочные цены. Они начали стремительно падать в июне прошлого года и в марте нынешнего составляли девять рублей за литр для сельхозпредприятий и шесть - для ЛПХ. Сегодня, как констатировали на коллегии, на частных подворьях молоко закупается по пять рублей, а кое-где за него крестьянам дают даже меньше (хотя в торговле его цена от 23 рублей за литр), на сельхозпредприятиях - по восемь рублей.

В ответ на это селяне не только возмущаются, но и продолжают резать дойных коров. В текущем году из 26 районов Ставрополья производство молока увеличили только пять, остальные почти на 30 процентов его сократили. В некоторых районах вообще не производят ни одного литра. Однако поддержать сельхозпроизводителя даже за государственный счет на местах не спешат.

Трудоемкость процедуры сбора и оформления документов для получения выплат представители сельских районов называли одним из основных факторов, сдерживающих выдачу дотаций. Среди других - нехватка обученных кадров и штатных единиц, которые бы занимались бумажной работой и общались с населением, отсутствие у многих сельхозпроизводителей статуса ЛПХ и средств для его оформления, бумажная волокита, неоформленность земельных участков.

- Но главная причина - бездействие специалистов управлений сельского хозяйства и местных администраций, - констатировал начальник отдела развития молочного животноводства министерства сельского хозяйства края Владимир Пилигин. - Поэтому и поступают с мест просьбы: заберите назад деньги, мы не в состоянии их освоить. Считаем наиболее эффективным инструментом для выплаты субсидий организацию в районах муниципальных молокоприемных пунктов. Мы изучили опыт работы Краснодарского края по организации этих пунктов. Именно они, на наш взгляд, снимают максимум проблем.

В числе предложений прозвучали также просьбы дотировать не сдаваемое молоко, а содержание коровы, то есть платить за количество имеющихся голов. Но в этом вопросе мнения разделились. Во-первых, краевое законодательство ничего подобного не предусматривает. А во-вторых, в региональном правительстве опасаются, что при такой форме поддержки животноводства перерабатывающая промышленность края, в частности, молзаводы, вообще останутся без сырья.

Комментарий

Александр Манаков, министр сельского хозяйства Ставропольского края:

- Работу по выплате субсидий оцениваю как неудовлетворительную. Если в 14 районах из 26 выплачено более половины поступивших средств, причем некоторые освоили все сто процентов, то тут уже не закон, не идея виноваты, а те, кто не хочет выполнять свои должностные обязанности. Краевые власти никому не навязывали эти деньги - их выдали по просьбе районных управлений. А теперь некоторые от этих средств отказываются, выдумывая в свое оправдание разные отговорки. Никаких объективных причин здесь нет, просто на местах не все хотят работать. А ведь личным подсобным хозяйствам эти деньги нужны как воздух.