11.06.2009 03:00
    Поделиться

    Сказку "Золушка" сделали цветной за миллион долларов

    Актрисе Янине Жеймо - 100 лет. А фильм с ее участием раскрашивают

    Скоро мы увидим цветную "Золушку".

    Хотя еще не утихли споры о том, стоило или нет раскрашивать кинематографические шедевры "17 мгновений весны" и "В бой идут одни "старики" (коммунисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области даже подали иск в суд о взыскании компенсации за моральный ущерб, нанесенный демонстрацией цветной версии "Мгновений").

    Легендарная ленфильмовская картина "Золушка" была снята в 1947 году на черно-белой пленке. Давно нет в живых режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, оператора Евгения Шапиро (Михаил и Евгений, к слову, вовсе не родственники, а однофамильцы), но в эти дни мы вспоминаем замечательную Золушку - актрису Янину Жеймо еще и потому, что исполнилось ровно 100 лет со дня ее рождения. Корреспондент "РГ" узнала, как именно идет работа над раскрашиванием картины. А также встретилась с теми, кто принимал участие в создании старой ленты.

    Миллион долларов на цветную сказку

    Юрий Иванов - директор студия "Ленфильм-видео" - автор идеи сделать цветной сказку "Золушка":

    - Сделать "Золушку" цветной мы задумали давно. Нашли спонсора. Но оказалось, что денег надо во много раз больше, чем мы предполагали. Сейчас проект осуществляет московская фирма "Крупный план" (она находится на "Мосфильме"), а мы ей лишь помогаем. Процесс проходит в Америке, на студии Legends Film, поскольку сделать это у нас было бы еще дороже, да и дольше. Американцы занимаются этим давно, раскрасили уже больше двухсот классических фильмов и с интересом взялись за первый русский. Стоит отметить, что главным в проекте была не столько раскраска, сколько реставрация. По заказу Госфильмофонда мы идеально отреставрировали картину, и когда передали ее американцам, они были в восторге от качества. Есть стенограмма приемки фильма комиссией в 1947 году, где говорили о плохом качестве исходного материала, множестве технических погрешностей. Это и понятно: послевоенное время, разруха, бедность.

    РГ: Но картина была восстановлена на "Мосфильме" в 1967 году.

    Иванов: 42 года назад! В той копии остались практически все изъяны негатива. Звук был удручающим. Сейчас его выделили, все голоса вычистили. Все-таки XXI век, фантастические технические возможности. Даже можно восстановить утерянный кадр.

    РГ: Идут разговоры, что будут переозвучены какие-то эпизоды, да и монтаж может пострадать.

    Иванов: Никто не имеет права вмешиваться в работу режиссеров, актеров, операторов. Все опасения напрасны. В творческой группе - профессионалы (декораторы, художники по костюмам). Эскизами занимались в Москве, а уже в Америке раскрашивают по ним кадры, движущиеся картинки. Потом группа оценивает, если надо - вносят замечания.

    РГ: Сколько же денег понадобилось?

    Иванов: Близко к миллиону долларов. На эти деньги можно снять малобюджетный фильм. Но нам кажется, что такие затраты оправданы. Наша группа предполагала начать работу именно с "Золушки". В планах и другие фильмы. Пока не назову, какие. Но мы будем чрезвычайно осторожно подходить к названиям. Может, выслушаем общественное мнение, чтобы не было таких полемик, какие идут сейчас вокруг "Семнадцати мгновений..." и "Стариков". Некоторые фильмы действительно нельзя трогать: "Чапаева" братьев Васильевых, "Гамлета" Козинцева, работы Германа. Алексей Юрьевич Герман рядом с нами, все мы прекрасно знаем, что он специально снимает черно-белое кино, это авторское видение материала. Но есть масса фильмов, которые только выиграют от цвета. Например, Эльдар Рязанов хотел, чтобы его фильм "Берегись автомобиля" был цветным. Может, стоит раскрасить ленты раннего Птушко, Роу.

    РГ: Когда и где увидим новую "Золушку"?

    Иванов: К осени фильм будет готов. Конечно, задумано довести его до кинотеатров. Решение - за прокатчиками. Наверное, будет интересна цветная версия и телевизионным каналам. Когда мы будем ее выпускать, то думаем в качестве бесплатного приложения к диску предложить и черно-белую. Мне кажется, делая "Золушку" цветной, мы просто воссоздаем историческую справедливость.

    Примерить туфельку

    Татьяна Шапиро - дочь выдающегося оператора Евгения Шапиро. Татьяна помнит, как проходили съемки и до сих пор дружит с сыном Золушки - Юлием Жеймо. Татьяна 40 лет работала на "Ленфильме" монтажером. Начинала еще на картине "Дама с собачкой" Иосифа Хейфица.

    Российская газета: Татьяна Евгеньевна, какие воспоминания остались у вас от "Золушки"?

    Татьяна Шапиро: Я приходила к папе почти на все съемки, когда снимали в павильонах "Ленфильма" и когда снимали натуру под Ригой, в Майори, отец взял меня с собой. Мне было 7 лет. Помню эпизод, когда Золушка в деревянных башмачках, шапочке, с сажей на лице, разбирала фасоль-горох. Я заплакала. "Танечка, что ты плачешь?" - спросили меня. "Мне Золушку жалко". Яничка подошла ко мне и говорит: "Танюша, это же я играю, работаю". А я все равно рыдаю.

    Я знала всех актеров - дядю Сережу Филиппова, Гарина, Юнгер. Раневская часто бывала у нас дома, они с отцом дружили.

    С сыном Жеймо Юликом мы одногодки и дружили до 1957 года, пока они не уехали в Польшу. Третий муж Янички, режиссер Леонид Жанно был поляком, работал на "Ленфильме". Жили они напротив студии, и мы ходили друг к другу в гости. А в 1957 году ему разрешили вернуться на родину, и он забрал Яничку и Юлика. Мы в это время как раз закончили школу, 10-й класс. Когда Юлик приезжает в Петербург, всегда приходит в гости. Вот и сейчас жду его...

    РГ: А туфельки Золушки вы примеряли на съемках?

    Шапиро: И туфельки, и башмаки. У меня в то время был 32-й размер обуви, и у Янички - тоже. Она заказывала в Риге красивые бархатные туфли на высокой танкетке, а я, девчонка, бегала в сандаликах. Естественно, как только я видела где-нибудь эти туфли, тут же влезала в них и убегала. "Татьяна, отдай мои туфли!" - кричала Яничка. - "В сандалях моих походишь", - смеялась я.

    РГ: Как Жеймо удалось в возрасте 37 лет сыграть девочку?

    Шапиро: Она выглядела великолепно. Очень следила за собой. Рано ложилась спать, чтобы хорошо выспаться, чтобы мешочков под глазами утром не было.

    РГ: Вы больше не виделись после ее отъезда?

    Шапиро: В 1986 году Яничка приехала отдохнуть в Репино, в Дом творчества кинематографистов. Отец съездил к ней, она захотела увидеться со мной. Я поехала. Мы сидели в номере, вспоминали жизнь, а потом вышли покурить на балкон. Видим, по аллее идет какой-то старикашка с палочкой. "Танечка, принц приехал!" - вскрикнула Яничка и побежала к нему. Они не виделись лет сорок. Как оба обрадовались! Обнимались, плакали... А в 1987 году она умерла.

    РГ: Слышала, что вы против раскрашивания картины?

    Шапиро: Категорически! Это классика, а теперь будет крашеный мультик, это же искусственная техника. Нельзя этого делать.

    Мнение

    Платье под цвет глаз

    Татьяна Пилецкая - народная артистка России, актриса театра "Балтийский дом" (снялась в эпизодах "Золушки"):

    - Это была моя вторая работа в кино, мои еще робкие, но очень запомнившиеся мне шаги в кинематографе. Я мечтала стать балериной, только что закончила учебу в Хореографическом училище имени А.Я. Вагановой и была принята в ансамбль Роберта Гербека в Театр эстрады. Мне 19 лет, и, конечно, приглашение танцевать в фильме я приняла с удовольствием. Мне сшили замечательное платье из чудесной парчи небесного цвета. Однажды на площадку зашел Фридрих Эрмлер (я тогда понятия не имела, что это известный ленфильмовский режиссер) и сказал мне: "О-о, платье прямо под цвет глаз!"

    Меня сняли крупно. А рядом - великолепные актеры: король - Эраст Гарин, Золушка - Янина Жеймо, принц - Алексей Консовский, мачеха - Фаина Раневская. Помню, как Жеймо перегримировывали на каждый крупный план, чтобы личико было све женьким. Все-таки она была уже далеко не девочка, мать двоих детей.

    Я против раскрашивания фильма. Считаю, что он потеряет свою эстетику. Вообще черно-белое кино - удивительно выразительное, прекрасное искусство. А тут будет ландрин, карамелька.

    Поделиться