05.06.2009 01:00
    Поделиться

    Павел Шинский: Российские инвесторы недооценивают потенциал французской экономики

    В последние годы Россия стала свидетелем настоящего инвестиционного бума. Это коснулось как иностранных инвестиций в экономику страны, так и российских инвестиций за рубеж. Только за 2008 год российские компании вложили в экономики разных стран около 114 миллиардов долларов. При этом инвестиционные отношения с Францией, одной из крупнейших экономик мира, удивительным образом остаются у России крайне непропорциональными. Если Франция, по данным Росстата, в последнее время входит в пятерку крупнейших инвесторов в российскую экономику, то в обратную сторону инвестиции идут крайне неохотно: российские бизнесмены продолжают больше доверять Швейцарии, Кипру, США и практически оставляют без внимания исторического партнера России. Этот факт не может не вызывать удивления: ведь сегодня Франция с ее 63,75 миллиона жителей, доходом на душу населения 41 680 долларов и постоянным ростом ВВП занимает пятое место в списке крупнейших мировых экономик. В последние годы она уверенно входит в тройку самых привлекательных для инвестиций стран в мире, уступая лишь Соединенным Штатам и Великобритании.

    Инвесторов привлекает во Французскую Республику множество факторов, среди которых наиболее важными являются развитая инфраструктура страны и ее обширный рынок высококвалифицированной рабочей силы. Важную роль в процессе привлечения инвестиций сыграли также законодательные инициативы последних лет, направленные на создание режима максимального благоприятствования притоку иностранных средств в экономику страны. Даже в условиях кризиса 2008 года, когда индекс FDI (показатель прямых иностранных инвестиций) упал в целом для Евросоюза больше чем на 33% по сравнению с 2007 годом, Франции удалось справиться со сложной ситуацией гораздо лучше, чем, например, Великобритании или Нидерландам. Хотя в количественном отношении инвестиции во Францию снизились с 158 миллиардов в 2007 году до 114 миллиардов в 2008 году, число инвестиционных проектов тем не менее выросло с 624 в 2007 году до 641 в 2008 году. Также увеличилась доля инвестиций во Францию по отношению к другим странам Евросоюза. Если в 2004 году она составляла 14% от общего числа инвестиций в Евросоюз, то в 2007-м уже 19,6%, а в 2008-м достигла 20,5%.

    Сегодня на территории Франции функционируют уже 22 510 иностранных компаний с общим количеством сотрудников свыше 2,8 миллиона человек. Основными инвесторами в экономику Франции в настоящее время остаются Соединенные Штаты, Германия, Италия, Испания, Нидерланды и Великобритания.

    А вот российские бизнес-проекты затронули пока лишь очень незначительный круг сфер, таких, как, например, недвижимость и отрасли, традиционно ассоциирующиеся с Францией.

    Наиболее известной российской инвестицией в сферу недвижимости стал, без сомнения, выход на французский рынок в 2004 году компании "Строймонтаж" из Санкт-Петербурга, когда она открыла в Париже свой филиал Hermitage Immobilier. Проект стал довольно успешным: в настоящее время компания Hermitage борется за лидирующие позиции на французском рынке.

    Приходят российские инвестиции и в такие исконно французские сферы, как производство товаров категории люкс и виноделие. Так, в 2002 году владелец Ломоносовского фарфорового завода Николай Цветков приобрел французские компании Deshoulieres и Porcelaine de Sologne, специализирующиеся на производстве фарфора и выпускающие изделия под брендами Deshoulieres и Aplico. Что касается производства алкогольной продукции, крупная сделка была осуществлена в 2007 году, когда российская компания Wine Trust, уже владевшая на тот момент 23 гектарами виноградников в департаменте Шаранта, приобрела французское предприятие по производству коньяка Croizet Eymard, получив тем самым 59 гектаров виноградников в области Гранд Шампань вместе с перегонным заводом.

    К сожалению, перечисленные проекты не носят систематический характер и являются скорее исключением из правила. Впрочем, эксперты отмечают, что объем российских инвестиций во французскую экономику, вероятно, несколько больше, чем может показаться на первый взгляд. Это связано с тем, что российские предприниматели часто предпочитают совершать сделки не напрямую, а через офшоры в Люксембурге, Кипре или Швейцарии. Ярким примером может служить покупка российским бизнесменом Сергеем Пугачевым старейшего продуктового ритейлера класса люкс в Европе, французской группы Hediard. Сделка была осуществлена через подконтрольную бизнесмену люксембургскую компанию LuxAdvor, а потому не вошла в официальную статистику российских инвестиций во Францию.

    В целом, несмотря на благоприятные инвестиционные условия и тесные связи, объединяющие Россию и Францию, уровень российских инвестиций в экономику Франции остается низким. К такому заключению пришла Российско-Французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества, XIII заседание которой прошло в Сочи 20 сентября 2008 года. Комиссия подчеркнула, что "объем российских инвестиций во французскую экономику остается незначительным", и пообещала содействовать росту российских инвестиций в экономику Франции, так как рост взаимных инвестиций рассматривается правительствами двух стран как обязательная составляющая экономического роста и развития партнерских отношений.

    Поделиться