01.06.2009 00:00
    Поделиться

    Союз кинематографистов попросил журнал "Искусство кино" покинуть офис на улице Усиевича

    Союз кинематографистов просит знаменитый интеллектуальный журнал "Искусство кино" покинуть свой легендарный дом - офис на улице Усиевича. Наш разговор - о подробностях этой истории с главным редактором журнала, постоянным автором "РГ" Даниилом Дондуреем.

    Журнал и миссия

    - Журнал, созданный в конце 1930 года и регулярно выходящий с января 1931-го, сначала под названием "Пролетарское кино", а потом - "Искусство кино", является одним из самых старых в Европе киножурналов. Есть лишь три легендарных бренда теоретических (неккомерческих) журналов: "Кайе дю Синема" - в Париже, "Сайт энд Саунд" - в Лондоне и "Искусство кино" - в Москве. Сегодня это единственный в нашей стране ежемесячный журнал, остальные, их более 20, в таком регулярном режиме не выходят. Не пропущен ни один номер, ни в трудном 1992-м, ни в 1998 году. Журнал является научным изданием, публикации в нем ВАК считает соответствующими научной степени кандитата и доктора искусствоведческих наук.

    Журнал распространяется в библиотеках более чем 350 университетов мира и в других организациях - от библиотеки Конгресса до Британского музея.

    "Искусство кино" - уникальный журнал в современном российском кинематографе.

    Как известно, культура появляется тогда, когда есть способ ее осознания. И только когда возникает киноведение, кинокритика, киноаналитика, восприятие фиксируется, искусство перестает быть "вещью в себе". Французский просветитель Банфи говорил, что искусство появляется тогда, когда есть теория, его описывающая. Только в этот момент, ибо сами авторы не могут оценивать произведение. Только полупрофессиональная или профессиональная экспертиза - киноведение, кинематографическое знание, киноаналитика - делают кино искусством.

    Искусство возникает только тогда, когда что-то остается в "большом времени".

    Что бы там ни говорили кинорежиссеры о том, что они снимают не для критиков, а для зрителей, но главным ценителем является время, а критики - наемники времени, способствующие тому, чтобы путь отбора зерен от плевел проходил быстрее и тем самым создавалась великая книга истории кино, искусства, культуры. И эту чрезвычайно важную, специальную работу могут делать только регулярные издания такого типа, как "Искусство кино". У газет совсем другая задача - отслеживать текущий процесс и продвигать кино к аудитории.

    Мы не только осознаем и представляем кино своей стране и всему человечеству, мы являемся отборщиками времени - это очень важная функция. Океан денег, должности значат меньше, чем цитирование, упоминание, контексты, создаваемые 250 нашими авторами.

    И в конце концов оказывается, что в искусстве остается человек - без наград и должностей, а не дважды Герой Соцтруда.

    Журнал и дом

    В здании на улице Усиевича редакция журнала находится со времени его постройки, с 1964 года, первый этаж в жилом кооперативе планировался под "Искусство кино".

    Это легендарное место для нескольких поколений кинематографистов, все киноведы страны знают его.

    Будучи вначале подразделением Киноцентра, в 1993 году журнал стал независимым, принял сторону Союза кинематографисов и выжил.

    В 1995 году, передавая по указу президента все свои помещения в собственность СК, журнал смог присоединить к ней и подвал.

    СК был учредителем, родителем нашего журнала и все эти годы, до лета 2008 года, в качестве учредительского взноса давал нам помещение. Министерство же культуры выделяло финасовый грант.

    Процентов 60 площади сдавалось в аренду, и на эти деньги издавался журнал. Государственных денег в "тучные" годы не хватало.

    Этот учредительский взнос СК в виде помещений очень помогал журналу, пока в 2008 году СК не решил все доходы от сдачи помещений в аренду забирать себе.

    Была назначена сумма - 10 тысяч долларов в месяц, площади сдавались за 8 тысяч, а две журнал добавлял из своего бюджета, иногда немного задерживая выплаты СК из-за задержки госфинансирования.

    Сегодня позиция СК: площади можно сдать дороже, надо наверстать упущенную коммерческую выгоду и попросить журнал перехать в другое место.

    Журнал получил резкое предложение покинуть помещение. Хотя, может быть, начнутся какие-то переговоры и мы найдем компромиссы.

    Поделиться