28.05.2009 01:00
    Поделиться

    Редактор Борис Пастернак удивлен результатами голосования "Большой книги"

    На традиционном Литературном обеде в ГУМе ежегодно - вот уже 4 сезона - объявляются финалисты Национальной премии "Большая книга" - короткий список.

    "Обед в России - больше чем обед", - шутили собравшиеся. Даже ГУМ теперь больше, чем Государственный универсальный магазин - на первом этаже - выставка картин и проспекты, на втором - плакаты, рассказывающие о крупнейшем театральном фестивале "Черешневый лес". На третьем - в белоколонном зале с окнами на Красную площадь и Кремль объявляют финалистов престижнейшей Национальной литературной премии. Гости - люди сплошь незаурядные, люди с живым умом, уже входя, начинают обыгрывать, мол, пора уже здесь организовывать "сотую секцию", где будут реализовывать лучшую отечественную интеллектуальную продукцию.

    Напомним, что длинный список "Большой книги" в этом году был шире, чем обычно, и составлял 48 наименований литературных произведений, которые отобрали из 384 присланных из разных стран.

    Литературный критик и поэт Александр Гаврилов - ведущий церемонии - начал с того, что оценил изысканные закуски.

    - Думаю, что традиция обеда произошла оттого, что многим его участникам в свое время запрещали проносить еду в читальные залы библиотек, - сказал Гаврилов.

    Первый тост поднял руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский:

    - "Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить...", - эти слова Фрэнсиса Бэкона вполне бы могли стать эпиграфом к тому, что мы делаем и ради чего здесь собрались, - сказал Михаил Вадимович. - Недавно дочка принесла мне на листочке списки литературы для учеников 9-го класса, - книги, которые необходимо прочесть за лето. Думаю, что вот это - список, в который хотели бы войти все авторы. Не все в жизни делается быстро, в течение одного года. Но, полагаю, книги, которые мы поддерживаем, войдут и будут занесены на эти невзрачные листочки - списков обязательной школьной литературы. Сеславинский предложил поднять бокал за победителей премии как прошлых лет, так и настоящих. Вслед за ним торжественные речи произносили попечители "Большой книги" - за тех, кто вычитывает рукописи, за тех, кто делает оргработу... Сидящим в зале стало понятно, что уже можно издавать большую книгу тостов "Большой книги", когда на сцену в белом пиджаке, с золотым кубом, перевязанным красной лентой, в руках, вышел писатель, председатель Экспертного совета премии Михаил Бутов.

    - Большая книга - это всегда чудеса, - сказал он. - Придя с утра на заседание экспертного совета, где должны были выбрать финалистов, я думал, что ситуация ясна и прозрачна. Но тут началось двухчасовое совещание, в итоге которого все-таки определились, кто именно вошел в шорт-лист.

    Одну за другой Бутов стал вынимать книги, которые вошли в короткий список. И вслед за этим на сцену поднялись те из их авторов, кто присутствовал в зале. Пока их поздравляли и пили шампанское, собравшиеся делились впечатлениями.

    мнения

    Борис Пастернак, главный редактор издательства "Время":

    - Для меня результаты голосования были неожиданны. Я был уверен, что мнение экспертов совпадет с моим взглядом, и... ошибся. Но я читал далеко не все. Так, мне казалось, что в этот список должен войти Владимир Сорокин с книгой "День опричника". Мне бы очень хотелось, чтобы вошла Юнна Мориц "Рассказы о чудесном". Ну а кто неожиданен? Андрей Балдин. Я его не читал, как и Вадима Ярмолинца. Мне чрезвычайно приятно, что вошел в этот список Борис Евсеев, просто потому что это издательство "Время" и это уже четвертая книга этого автора, которая у нас выходит. Я рад, что вошел Леонид Зорин. Это действительно живой классик. Мне из этого списка нравится "Каменный мост" Александра Терехова, и я думаю, что это явный претендент на тройку победителей. Мне подуше "Вчерашняя вечность" Бориса Хазанова. Человек живет далеко "от наших осин", но пишет замечательно. Вот, пожалуй, мои предпочтения. Все остальное - и Волос, и Орлов, и Славникова, и Юзефович - это имена... Выбрать будет трудно.

    Владимир Маканин, писатель, лауреат гран-при премии "Большая книга" 2008:

    - Для меня сегодня ничего не было неожиданностью. Потому что мне еще ничего не давали читать. На уровне лонг-листа читают эксперты. А вот после сегодняшнего дня эти книги дадут читать мне и другим членам Литакадемии. Пока что я из 13 читал две книги. Александра Терехова "Каменный мост" и Андрея Волоса "Победитель".

    Михаил Бутов, глава Экспертного совета "Большой книги":

    - Из того, что было представлено в этом году, я уверен, что мы выбрали лучшее. Я даже и не знаю такой книжки, которая осталась бы за пределами нашего длинного списка. Не очень с моей стороны хорошо комментировать кто попал, а кто нет. А два часа мы спорили, прежде чем огласить окончательный список, потому что результаты голосования все равно дают гораздо больше позиций, чем 13 из короткого списка. Так что мы проголосовали, и мы же потом решаем.

    вопрос

    Как определят тройку победителей?

    С момента объявления шорт-листа свою работу начинает Литературная академия, в состав которой входят более ста человек. В этом году сопредседателями Литературной академии стали писатели Юрий Поляков и Александр Архангельский. В ноябре члены жюри огласят имена трех лауреатов премии "Большая книга".

    финалисты

    1. Андрей Балдин "Протяжение точки".

    Автор совершил путешествия во времени и пространстве по следам Пушкина и Карамзина, чтобы постичь судьбу еще одного героя книги - русского языка.

    2. Андрей Волос "Победитель".

    Новая книга известного прозаика об афганской войне и нашем недавнем прошлом.

    Ранее Волос уже был в коротком списке премии.

    3. Мария Галина "Малая Глуша".

    Только уникальное соединение в одном лице профессионального биолога, поэта и прозаика-фантаста могло вызвать к жизни философскую притчу, где фантастическая реальность дает возможность серьезного разговора об истинных ценностях.

    4. Борис Евсеев "Лавка нищих".

    Этим сборником автор подтвердил репутацию мастера короткого рассказа, каждый из которых по глубине характеров и яркости сюжета легко можно было бы развернуть в полноценную повесть.

    5. Леонид Зорин "Скверный глобус".

    Еще в отрочестве замеченный Максимом Горьким Зорин стал классиком отечественной драматургии и эталоном творческого долголетия.

    6. Алла Марченко "Ахматова: жизнь".

    Известный литературный критик повествует о судьбе поэта Анны Ахматовой, разгадывает многие тайны, открывающие новые смыслы в давно выученных наизусть стихах.

    7. Владимир Орлов "Камергерский переулок".

    Автор культового романа "Альтист Данилов" верен давно избранной манере. Его новая книга наполнена московской фантасмагорией, подобна причудливому сооружению с тайниками и башенками, со своими привидениями и мифами.

    8. Мария Петросян "Дом, в котором..."

    Автор - художник-мультипликатор из Еревана. Очевидно, что исключительно необычность текста и его художественные достоинства вывели книгу в финал. А это само по себе - признание литературного качества.

    9. Ольга Славникова "Любовь в седьмом вагоне".

    В 2007 году в шорт-лист премии вошел роман Ольги Славниковой, сейчас - сборник рассказов.

    10. Александр Терехов "Каменный мост".

    Автор отдал десять лет работе над романом, перекинувшим мост из прошлого в наши дни, где гармонично уживаются исторические и вымышленные персонажи, строго документальный пласт и современная жизнь.

    11. Борис Хазанов "Вчерашняя вечность".

    В этом романе автор, живущий в Германии, мысленно возвращается с высоты своих лет к временам детства и юности в Москве, у Красных Ворот.

    12. Леонид Юзефович "Журавли и карлики".

    Историк и прозаик свободно и органично соединил в одном повествовании четыре столетия русской истории, сплетя их в цельный динамичный захватывающий философско-детективный сюжет.

    13. Вадим Ярмолинец "Свинцовый дирижабль "Иерихон-86-89".

    Автор, живущий в Америке, описывает собственный опыт позднесоветской жизни и расставания с ней, с ее ложью и фальшью, и все это - на фоне рок-музыки как символа свободы.

    Поделиться