24.05.2009 10:00
    Поделиться

    Каннский фестиваль представил одного из главных претендентов на Золотую пальмовую ветвь - Михаэля Ханеке с его "Белой лентой"

    Фестивальное расписание напряженное, иногда события следуют внахлест, и тогда не получается посмотреть тот или иной фильм на его первом показе. Поэтому я только теперь смог увидеть конкурсную картину австрийца Михаэля Ханеке «Белая лента», и нахожу, что в ней мы имеем еще одного очень серьезного претендента на Золотую пальмовую ветвь. Серьезны задачи фильма: на примере реального случая в одной из северогерманских деревень перед Первой мировой войной Ханеке пытается разглядеть истоки – психологические и социальные – грядущего немецкого фашизма. В этой всегда мирной деревне вдруг начинают происходить разнообразные пакости – мелкие и покрупнее. Кто этим занимается, понять невозможно. Возможно, мальчишки из церковного хора – с взрослыми они демонстративно ведут себя как паиньки, но чувствуется, что у них есть какая-то своя тайная жизнь. И пакости продолжаются, вот уже сгорел кем-то подожженный амбар, среди жителей растет недовольство.

    Местная церковь усиленно внедряет свои высокоморальные требования к пастве. Но чем больше она прессует живые человеческие чувства этих ребятишек, тем больше возникает пакостей. Загадочные происшемствия уже становятся подобны некоему неотвратимому ритуалу, какому-то возмездию, какой-то человеческой реакции на зажимы, это закручивание гаек, лицемерие и ложь церковной пропаганды. В церкви Ханеке видит своего рода оруэлловское Министерство правды и наглядно показывает, что именно его стараниями было вскормлено поколение, породившее фашизм. Впрочем, режиссер считает, что любые идеи, воспринятые буквально, делают людей нелюдями. Именно здесь корни любого терроризма, - сказал он на пресс-конференции.

    В этом своем черно-белом фильме, как и в прежних работах, Ханеке оставляет финал открытым, а многие загадки неразгаданными – мол, пусть зритель сам разбирается и делает выводы

    Поделиться