20.05.2009 17:00
    Поделиться

    Валерий Кичин: Без Янковского станет холоднее

    Первое, что вспоминаешь, - мудрый взгляд. Все понимающий, ироничный. Взгляд Мюнхгаузена, взгляд Сказочника - художника, творца мира. С таким хорошо молчать - все ясно без слов: счастье - это когда тебя понимают. Не знаю, откуда бралось это ощущение. Наверное, все-таки не от актерского мастерства. Наверное, все-таки от личности. С Янковским было надежно. Было теплее на земле с ним.

    Теперь станет холоднее. А говорят, что не заменимых нет!

    Актерская судьба странная. Человек живет сразу во всех возрастах. Янковский с нами юный, с дерзкими глазами, из фильма "Служили  два товарища". Таким и останется, потому что фильм хороший, его будут смотреть и через десятилетия. А вот он с прищуром, фантазер, творец правды не бытовой, ползучей, а романтической - всегда в полете. Это - Мюнхгаузен из великолепной картины Марка Захарова. Ленина на сцене он играл без грима - зачем? Ленин у него был умным и страдающим. Он верил в это - не в историческую правду конкретного вождя пролетариата, а в необходимость людям человека, в котором воплощена правда и справедливость. Образы неотделимы от него самого. Без Янковского их нет, без них нет Янковского.

    Таким он тоже останется с нами.

    Из его последних "возрастных" ролей - митрополит Филипп, просвещенный оппонент Ивана Грозного, одна из бесчисленных жертв российских тираний. Мы только что видели его в этой трагической роли на просмотре фильма "Царь" в одной из программ Каннского кинофестиваля. Вся здешняя пресса особо отмечает этот дуэт Янковский - Мамонов, который составляет суть и главное достоинство картины. "Олег Янковский привнес в этот образ человека чести спокойное достоинство", - пишет критик журнала Screen International, употребив именно эти ключевые для актера слова - "покой" и "достоинство". Мы действительно никогда не видели Янковского суетливого. Не видели его в страхе, в растерянности. Не знаю, возможно, и это было бы под силу ему как актеру - но наверное, суетливые персонажи его просто не интересовали. Как и персонажи глупые. Хотя он прекрасно играл характерные роли. Он не был идеальным героем - он был героем настоящим.

    Янковский - как айсберг: его главное - в подтексте. Он думает больше, чем говорит. Он знает больше, чем думает. И роли его большинству известны только надводные - киношные. Хотя он человек в первую очередь театральный. Те, кому повезло видеть его в спектаклях Ленкома, счастливы. Это другой Янковский, которому подвластны любые краски. И это человек команды, человек ансамбля. Ленком вообще славен актерским ансамблем, какого нет больше нигде. Был подобный у Товстоногова и есть в Ленкоме. Театр великий, хотя у нас и не принято такое писать о ныне существующем явлении искусства. Он великий, потому что состоит из великих актеров и вдохновляется великим режиссером. Скажем это, пока он в расцвете, - потом будет поздно. Скажем это, чтобы яснее понять масштаб утраты: один из лучших театров мира несет в последние годы потери невосполнимые и оглушительные. Любимые люди уходят - пусть живет любимый театр.

    Не знаю, услышал ли это слово - великий актер - Янковский при жизни. А он великий актер. Таких единицы за всю историю. Такие входят в легенды. Такие определяют лицо современного им искусства. Была эпоха Мочалова, была - Москвина, была - Смоктуновского. Теперь ушла эпоха Янковского. Ушла его мудрость, ушло его понимание, ушло его достоинство. Сохраним ли мы эти качества, которые были так дороги ему в искусстве, зависит теперь от нашей мудрости, понимания и достоинства.

    Имеющим уши Янковский очень многое сказал своей жизнью и своими ролями. А остальные так и будут существовать, словно ничего не случилось.

    Поделиться